Е.П. Блаватская – основательница Теософского движения Известная латвийская поэтесса М.Р. Озолиня посвятила Е.П. Блаватской такие строки:
...Е.П. Блаватская первой в XIX веке пробила брешь в стене предрассудков и суеверий, окружавшей сокровища философской мысли Востока. Указав на величие духовных знаний Индии, она заставила многих западных людей пересмотреть сложившийся высокомерный стереотип восприятия одной из древнейших земных культур.(7) В 1893 году ведущая нью-йоркская газета “Сан” писала о Елене Петровне Блаватской: “Женщина, которая так или иначе заставляла окружающих — сначала в маленьком мирке своего детства, а потом по обе стороны земного шара — говорить о ней и спорить, защищать или осуждать её характер и побуждения, биться за её дело или яростно противостоять ему; смерть которой вызвала такой шквал телеграмм между двумя континентами, словно почил какой-нибудь император,— такая женщина должна быть и вправду личностью выдающейся”. Полвека спустя крупнейший русский деятель культуры Николай Рерих писал Борису Цыркову, редактору Собрания сочинений Елены Петровны Блаватской, трудившемуся в Теософском обществе в Пойнт-Ломе, Калифорния: В специальном номере канадского литературного журнала Рикка, посвященном знаменитым женщинам мира, д-р П. Вайнцвайг говорит о Е. П. Блаватской как о “всесторонне образованной женщине, отвечающей идеалу эпохи Возрождения”: Моё самое первое впечатление о г-же Блаватской — это мощь и масштабность её индивидуальности; я словно находился в присутствии какой-то изначальной силы Природы... Но при этом я не испытывал чувства собственной ничтожности, которое возникает рядом с великой личностью, подавляющей окружающих и деспотично попирающей их независимость. То было, скорее, ощущение глубинной, всеобъемлющей реальности, поистине неистощимого запаса прочности, — это был дух, прошедший горнило Природы и достигший извечных начал Истины. Но постепенно, сквозь доминирующее ощущение мощи, проступали её огромная нежность и доброта, неизменная готовность полностью позабыть о себе и всем сердцем отдаться служению людям. Елена Петровна родилась в ночь на 31 июля (по новому стилю 12 августа) 1831 года в Екатеринославе, городе, основанном графом Потёмкиным на Днепре, в землях Новороссии, отошедших к России в ходе русско-турецких войн. С 1926 года он называется Днепропетровск. Река эта связана и с другим чрезвычайно важным для Руси событием. В Днепре крестил свой народ киевский князь Владимир, потомок Рюрика, сам принявший христианство. Судьба распорядилась так, что на той же самой реке родилась более восьми веков спустя Е. П. Б., принадлежавшая к тому же древнему роду, но в своих трудах поставившая под сомнение, что церковное таинство крещения имеет силу даровать спасение принявшим его и что тот, кто крещён не был, будет навеки проклят. Однако Е.П.Б. ни в коей мере не была антихристианкой. В первой своей большой работе “Разоблачённая Исида” она говорит, что книга эта "не содержит ни одного слова против чистого учения Иисуса, но беспощадно разоблачает девальвацию его в пагубные церковные системы…." Крещение самой Елены Петровны совершилось при весьма примечательных обстоятельствах. В 1831 году, при её рождении, в России свирепствовала азиатская холера, самое безжалостное из всех эпидемических заболеваний. … В усадьбе Фадеевых, где родилась Елена Петровна, тоже имелись смертельные случаи. Всюду громоздились заготовленные впрок гробы. По народным поверьям, родиться в такую пору - недобрый знак. Однако рождение в годину великих бедствий - будь то болезни или что-то ещё - не должно непременно считаться дурным предзнаменованием. Как тут не вспомнить знаменитые слова из Бхагавадгиты, с которыми мудрый Кришна обращается к своему ученику: Много у меня прошлых рождений, у тебя также, Арджуна, Фадеевы за шестнадцать лет до рождения Елены Петровны переехали в Екатеринослав и поселились в собственном особняке. В этом особняке и родилась Елена Петровна. Он сохранился до сих пор. В 1987 г. Ему был присвоен статус памятника истории и культуры. В 1991 году на фасаде особняка была установлена мемориальная доска в честь 160–летия со дня рождения Е.П. Блаватской. В настоящее время в этом особняке расположился Музейный Центр Е.П. Блаватской. Её родителями были полковник Пётр Алексеевич фон Ган и Елена Андреевна Ган, урождённая Фадеева, известная романистка, умершая совсем молодой. Её бабушкой с материнской стороны была княгиня Елена Павловна Долгорукая. По линии бабушки (по ее отцу) родословная Блаватской восходит к княжескому роду Рюриковичей – Долгоруковых , а по линии матери Елены Павловны (Генриетта де Бандре дю Плесси) - к роду Де Бандре дю Плесси) из Франции; предки Елены Петровны Блаватской со стороны отца принадлежали к Макленбургскому графскому роду Hahn von Rottenstern-Hahn в Германии Однако , Елена Петровна никогда не подчеркивала своего “сиятельного” происхождения. Рано осиротевшая Елена воспитывается в доме бабушки и дедушки по матери. Елена была необыкновенным ребёнком и рано стала ощущать, что отличается от окружающих. Своими незаурядными психическими способностями она изумляла домашних и друзей. (1) Елене было всего восемнадцать (1849 г.), она уезжает из дома и путешествует по Турции, Греции, Египту, Восточной Европе и Франции.(4) Графиня Констанс Вахтмайстер пишет в воспоминаниях: (2 )
Путешествует по всей Индии, Кашмиру, Ладакху, Тибету и Бирме.по Балканам, Египту, Сирии, Ливану, Персии, практически по всему миру …. Весной 1873 г. по указанию Учителя она едет в Париж, а затем и в Нью-Йорк; 7 июля 1873 г. она сходит на американский берег. Примерно к этому же времени относится начало её общественной деятельности. Основная деятельность ЕПБ.
Были сформулированы цели Общества, которые сегодня воспринимаются как вполне естественные, но в викторианскую эпоху это было нечто неслыханное. Их три:
Сегодня теософские общества и ассоциации, придерживающиеся этих целей, существуют более чем в шестидесяти странах мира.
Частью практического осуществления третьей цели ТО стали оккультные феномены, которые Е. П. Б. демонстрировала отдельным своим ученикам в процессе объяснения законов природы, ещё неизвестных западной науке. Она производила феномены по собственной воле, в полном сознании и средь бела дня, что в корне отличается от обычной медиумической практики.
Теософия, т. е. Божественная мудрость, существовала во все века: она составляет сокровенную часть всех религий, тот вековой вселенский гнозис, из которого все мистики и пророки черпали свое вдохновение. Это - та мистическая философия, которая скрыта во всех мировых религиозных системах и которая дает духовной жизни философское и этическое обоснование. В конце XIX века, в самый разгар торжества материализма, Е. П. Блаватская основала теософское движение, задача которого напомнить человечеству о едином источнике всех религиозных концепций и обнародовать те положения, которые всегда лежали в основе Божественной мудрости (теософии) и которые связывают все религии одной глубокой мистической нитью. Эти положения, вытекающие из всестороннего понимания великого космического закона эволюции, выливаются в стройную философскую систему, краеугольный камень которой составляет научно-религиозный синтез, т. е. примирение разума и сердца. Твердо поставить этот синтез и бесстрашно его провозгласить в самый скептический из всех веков - было заслугой основательницы Теософского общества, Елены Петровны Блаватской. Итак, это движение возникло в тот самый сложный исторический момент, когда человечество, развив до полного расцвета свое начало интеллектуальное, подошло к поворотной точке и готовилось к раскрытию нового начала - духовного. Теософское движение есть знамение времени, указание на то, что синтез должен сменить анализ и что мы подвигаемся к новой заре, новой культуре, основная нота которой будет - единство. Проводником, посредником, глашатаем этих великих перемен и была Е. П. Блаватская. (А. А. Каменская. …… ) Как с удивлением отмечает американский литератор П. Цвайг, “всего за несколько лет Теософское общество произвело самый настоящий переворот в оккультном мышлении Европы и Америки... Основанное Е. П. Блаватской Теософское общество... прижилось в Индии и на Цейлоне и стало мощным фактором возрождения там буддизма и индуизма. Наконец, оно имело большое влияние на движение за независимость Индии”. Не менее значительным было влияние Е.П.Б. на западную цивилизацию. Один из его аспектов раскрывает социолог Теодор Роззак в книге Незавершённое животное. В главе “Тайная Доктрина госпожи Блаватской”, он отзывается о ней как об одной из “величайших незакрепощённых женщин своего времени” и добавляет: Понятно, что каждое её действие или слово встречалось в штыки, особенно когда она имела смелость бросить вызов наиболее укоренившимся интеллектуальным ортодоксиям своего времени... Но даже теперь люди, не прочитавшие ни единой её строчки, твёрдо убеждены, что она была обманщица и чудачка... Редко вспоминают о том, что после выхода в свет Происхождения видов Е.П.Б. была первой, кто энергично отстаивал главенство трансфизического элемента в процессе эволюции, вопреки растущему признанию дарвинизма. В двух основных её работах, продолжает он, содержится “первая из появившихся на современном Западе философия психической и духовной эволюции. Она, в отличие от христианских ортодоксов, не отрицала значение этого труда Дарвина, но утверждала, что, сосредоточившись на сугубо физическом, он в своей книге полностью пренебрёг умственной, творческой и визионерской жизнью человеческой расы; короче говоря, пренебрёг сознанием, развитие которого происходит совершенно иным эволюционным путём. Дарвин просто не пошёл так далеко; его теория не настолько широка, чтобы всесторонне охватить человеческую природу”. Оценивая значение Блаватской с позиций сегодняшнего дня, Роззак отмечает, что “даже с учётом всей критики, направленной против неё, Е. П. Б. предстаёт как один из оригинальнейших талантов нашего времени... И прежде всего, она принадлежит к числу современных психологов-новаторов визионерского типа”. Е. П. Б. никогда не занимала высшую должность в административном руководстве ТО, в течение десяти лет оставаясь на более скромном посту секретаря-корреспондента. За год до смерти она была избрана президентом европейских филиалов и, сообщая об этом сестре в Россию, заметила: “Но что мне с того...почести и титулы не для меня”. Сама Е П Б не согласилась бы с выражением “своё учение”, потому что никогда не считала его своим. Она утверждала , что учение это исходит от учителей, которых она встретила во время своих странствий по Востоку. Она называет их адептами, учителями мудрости, Братьями, Махатмами (великими душами). Где бы они ни жили, на Востоке или на Западе, их труды и прозрения имеют общемировую значимость. Блаватская первой открыто заговорила на Западе об этих более продвинутых представителях рода человеческого как о естественном следствии эволюции и закона перевоплощения. Согласно теософии, они появлялись на протяжении всей истории как великие учителя и спасители человечества: Будда, Кришна, Зороастр, Моисей, Авраам, Иисус. В первой своей книге Разоблачённая Исида Е.П.Б. говорит об Иисусе Христе, что он был “одной из величайших и наиболее ярких фигур в панораме истории человечества”, которая “не только не померкнет, но с каждым веком будет вырисовываться все отчетливее и ярче”. Сегодня мысль об учителях мудрости столь привычна, что в Международной энциклопедии Роже для слова махатма приводится четыре значения: обладающий знанием; высокая личность; оккультист; мудрец. Теософы считают, что адептом может стать как женщина, так и мужчина. К какой области отнести знания мудреца, или учителя? К религии, науке или философии? Если воспользоваться подзаголовком к Тайной Доктрине, главному труду Е.П.Б., то можно назвать это “синтезом науки, религии и философии”. Учёных, читавших Тайную Доктрину, восхищала способность автора предвидеть грядущие открытия в их собственных областях науки. Так, в её время физики и химики считали атом конечным строительным кирпичиком Вселенной, Е.П.Б. же говорила о его бесконечной делимости. Антропологи скупо отмеряли возраст человечества в пределах полумиллиона лет, она же, как и нынешние исследователи, говорила о миллионах лет. Она достоверно знала о том, что становилось достоянием науки лишь позднее — например, о взаимопревращаемости вещества и энергии; о трансмутации элементов; об иллюзорной природе материи, воспринимаемой физическим глазом; что пустоты как таковой в природе не существует, что нет её и в вакууме; что Луна — не осколок Земли, как предполагали астрономы, а старше её. Результаты исследования доставленных астронавтами образцов лунных пород ошеломили учёных: возрастом они оказались старше всего, что когда-либо было найдено на Земле! Тайная Доктрина, вышедшая в 1888 году, предвосхищает последующие научные открытия. В книге указывалось, что огромные перемены должны произойти в науке между 1888 и 1897 годом. Учёные — современники Блаватской — сетовали на то, что все великие открытия в физике, химии и астрономии уже сделаны, что в науке не осталось более белых пятен. И вот в 1895, 1896 и 1897 годах мир узнал о трёх великих открытиях раздвинувших горизонты для новых исследований, которым не видно конца. 28 декабря 1895 года, Вильгельм Конрад Рёнтген представил секретарю Вюрцбургского научного общества письменное сообщение об открытии Х-лучей. Очередным крайне важным шагом в физике того времени стало открытие явления радиоактивности, сделанное в 1896 г. Антуаном Анри Беккерелем в Париже, спустя всего несколько недель после сообщения Рентгена. Следующий раз "Покров Природы был прорван" в 1897 году, когда сэр Дж.Дж.Томсон заявил об открытии электрона, подтвердив тем самым одно из утверждений Тайной Доктрины о том, что "атом должен состоять из частиц, или субатомов".19 В 1898 году супруги Мари и Пьер Кюри, изучая явление радиоактивности, объявили о том, что должен существовать новый химический элемент, излучающий гораздо сильнее урана. Новый элемент получил название "радий". Словом, к концу девятнадцатого века стало ясно, что в физических представлениях происходит настоящая революция. Теософия Е.П.Б. оказала влияние также на современную культуру: литературу, живопись, музыку, религию, психологию. Сегодня все работы Е. П. Б. по-прежнему переиздаются, подчас в нескольких редакциях. Её сочинения переведены на все европейские языки, а также на иврит, арабский, тамильский, хинди, китайский, японский, вьетнамский и многие другие языки. И это вполне естественно, ибо по духу Блаватская была скорее гражданином мира, нежели какой-то одной страны. Е. П. Б. называли “Сфинксом девятнадцатого века”, и знаменитую фотографию (*), на которой она правой рукой подпирает подбородок, а глаза её пронизывают вас насквозь, тоже прозвали “Сфинксом” (фотограф - Э . Рост, 1889 г.). В России книги Блаватской долгое время были под запретом. В советское время не только труды, но и само имя Е. П. Б. обходили молчанием, а если упоминали, то неизменно как нечто враждебное и крайне опасное. В том, что среди мыслящих людей России, особенно с конца 50-х годов, влияние Блаватской было тем не менее значительным, главная заслуга принадлежит семье Рерих. Николай и Елена Рерих заинтересовались теософией ещё в России. В архиве Музея имени Н.Рериха в Нью-Йорке имеются дипломы, выданные им при вступлении в Теософское общество в Лондоне в 1920 году. Рерихи глубоко почитали Е. П. Блаватскую и многое сделали для популяризации ее наследия. Е..И. Рерих перевела оба тома Тайной Доктрины на русский язык. О миссии Е.П. Блаватской Е.И. Рерих "...Для Космических Сроков, для Великого Плана, истинно, ставятся во главу сосуды, испытанные на протяжении тысячелетий, и не бывало еще, чтобы они оказались предателями. Не будем заглядывать в глубь веков, но возьмем жизнь избранного сосуда, прошедшую почти что на наших глазах, - Е.П.Блав[атской]. Дух Блаватской имел многовековые накопления знания, и потому она могла собрать “Тайную Доктрину” и принести миру подтверждение и знание утерянное о существовании Великого Братства. (З.Г.Фосдик и Д.Фосдику, 27.08.49, т. 8, стр. 250) Вспомним и нашу много оклеветанную Елену Петровну Блаватскую, пробывшую три года в одном из Ашрамов Тибета, принесшую великое знание, и светлую Весть о Великих Махатмах. Если бы не злоба и зависть окружающих ее, то она написала бы еще два тома “Тайной Доктрины”, в которые вошли бы страницы из жизни Великих Учителей. Но люди предпочли убить её, и труд остался незаконченным. (Ф.А. Буцену, 25.03.35, т. 3, стр. 154) Скажу, именно Е. П. Бл. была огненной посланницей Белого Братства. Именно, она была носительницей доверенного ей знания. Именно из всех теософов лишь Е. П. Бл. имела счастье получить учение непосредственно от Вел. Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мертвых тенетах догм и устремлявшемуся в тупик атеизма. Именно, только через Е. П. Бл. можно было приблизиться к Б. Бр., ибо она была звеном в Иерархической Цепи. Но некоторые окружавшие ее настолько были ниже этого огненного духа и сердца, что в великом самомнении и самообольщении своем полагали достичь Высот, пренебрегая ее началом, и в зависти своей осуждали, клеветали и поносили ее, все им давшую, все им открывшую. Конечно; все эти самообольщенные гордецы ничего не достигли. Ибо закон Иерархии непреложен. ….Е. П. Бл. была тем иерархическим звеном, обойти и пренебречь которым, означало осудить себя на полную неудачу. ….наша великая соотечественница в своем огненном устремлении, почти сейчас же после смерти воплотившаяся, в Венгрии, уже десять лет как прибыла в физическом теле в главную Твердыню и сейчас под именем Брата X. работает на спасение мира. Так действует Космическая Справедливость. Е. П. Бл. была великой мученицей, в полном значении этого слова. …Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Е. П. Бл., истинно, наша национальная гордость. ГРАФИНЯ Констанс ВАХТМАЙСТЕР Жена шведского посланника, одна из первых учениц Е. П. Блаватской. Кто знавал Е. П. Б. ближе, тот испытал на себе очарование ее личности, ее удивительной сердечной доброты. Иногда она радовала всех окружающих своим детски-веселым настроением, и тогда на ее лице светились и сверкали радость и остроумие, каких я никогда не видала на другом человеческом лице, и тогда она завоевывала все сердца, как бы в бурном порыве. Замечательно, что она с каждым была другая: никогда я не видала ее одинаковой с двумя разными людьми. Она немедленно замечала слабые стороны человека и удивительно умела испытывать их... Кто был с ней часто, тот постепенно приобретал дар самопознания... В 1885 году я посетила Е. П. Б. в Вюрцбурге. Я нашла ее слабой, страдающей телом и духом и утомленной; она сознавала, как необъятна ее задача и как трудно найти людей, которые согласились бы пожертвовать собой для великой цели. Когда я спрашивала ее: почему она продолжает страдать, когда в ее распоряжении все средства, чтобы облегчить свои страдания? Почему, работая над таким важным трудом (она писала тогда "Тайную Доктрину"), который требует спокойствия и здоровья, она пальцем не пошевелит, чтобы улучшить условия своей жизни и прогнать слабость и физическую боль, которые каждого, кроме нее, давно бы довели до полного изнеможения? Ответ ее на такие вопросы был всегда один и тот же: "Каждый ученик оккультизма дает торжественное обещание никогда не употреблять полученные знания и силы для своего личного блага. Сделать это все равно, что ступить по крутому спуску, который ведет в пропасть... Я дала этот обет и никогда не нарушу его, потому что знаю его святой смысл... И гораздо легче для меня перенести всевозможные мучения, чем нарушить его. И не только телесные мучения, но и гораздо более тяжелую нравственную пытку: быть посмешищем и предметом поругания". В этих словах не было и тени преувеличения. В нее, стоявшую всегда впереди всех в Теософическом обществе, попадали все ядовитые стрелы насмешки и клеветы, как в живой щит, который принимал на себя все удары и прикрывал собой всех слабых и споткнувшихся. Она была, так сказать, добровольная жертва, на незаслуженных мучениях которой строились и крепли жизнь и успех Теософического общества. Немногие знают это. Только те, которые как я, день за днем, жили с ней, которые видели ее постоянные телесные страдания и нравственные муки, переносимые ею с таким мужеством и непобедимым терпением, и которые в то же время могли наблюдать за ростом и успехом Общества, возникшего единственно благодаря ее великой душе, только они поймут, как велик наш долг перед ней и как мало сознается этот долг... (2) ГЕНРИ С. ОЛЬКОТТ Никто из знавших Е. П. Блаватскую не может забыть ее, никто — не может заменить ее: есть люди, которые обладают некоторыми из даров ее, но всеми ее дарами — не обладает никто. Ее жизнь, какою я узнал ее в течение последних 17 лет, как друг, товарищ и сотрудник, была сплошным мученичеством из любви к людям. Она пылала ревностью к их духовному благу и к их духовной свободе и, далекая от какого бы то ни было эгоистического мотива, посвящала жизнь и силу делу любви, не ожидая ни благодарности, ни награды. За это она и была преследуема клеветами ханжей и фарисеев до самой смерти, которую они и ускорили своей злобой. И даже мертвой они не дают покоя, они стараются загрязнить ее прах, очернить ее память лживыми описаниями ее жизни. Но не удастся им этого, слишком много осталось у нее живых свидетелей, которые готовы постоять за нее и доказать чистоту ее намерений. Я любил в ней другое, высшее существо, которое было в высокой степени таинственно! Несмотря на видимое полное доверие между нами, на 17-летнюю совместную жизнь и ежедневную общую работу, она оставалась для меня загадкой до последнего дня жизни. Иногда мне казалось, что я узнал ее хорошо, но вслед за тем я убеждался, что в ней таились еще более глубокие глубины, которые мне были неведомы. Никогда я не мог узнать, кто она, т. е. не Е. П. Блаватская, урожденная Ган, внучка генерала Фадеева и княжны Долгорукой, но та таинственная индивидуальность, которая писала книги и совершала чудеса. Когда я раздумываю об этом теперь, мне ясно, что у нее могла быть только одна цель: желая моей литературной помощи при составлении "Разоблаченной Изиды", она хотела сделать для меня вполне понятными законы скрытых сил, которые описывались в этой книге, и целым рядом экспериментов доказать мне, что она стоит на строго научной почве. При этом я получил знания, которые никто не мог бы дать мне, кроме нее. Не понятно ли после этого, что все вздорные выдумки об ее обманах не могли повлиять на мою твердую веру в несомненность ее психических сил? И что удивительного, если я, получавший эти ценные доказательства ее сил чаще, чем все остальные ее ученики, узнавший через нее реальность трансцендентальной физики и химии и действительное существование неведомых нам сил человеческого духа, воли и души, я, приведенный ею на светлый путь истины, по которому с тех пор и иду с радостью, я, которому благодаря ей досталось счастье видеть лицом к лицу Учителей Востока и говорить с ними, — удивительно ли, что я любил ее как друга, высоко ценил как учителя и навсегда сохраню память о ней, как о святыне!.. Но придет день, когда имя ее будет записано благодарным потомством не среди шарлатанов и обманщиков, а на самой высокой вершине, среди избранных, среди тех, которые умели жертвовать собой из чистейшей любви к человечеству! Уильям К. Джадж. Е.П.Б. ДО ВСТРЕЧИ, ОТВАЖНОЕ СЕРДЦЕ То, что люди называют смертью, есть ничто иное как трансформация, последовательная смена одной бренной оболочки высшего Я на другую. Владыка физического тела безымянен; облачаясь в плотские одежды, он приходит и уходит; он неподвластен смерти и разрушительному течению времени. Он бессмертен, неизменен, чист и существует вне времени и пространства. Поэтому уместно говорить лишь о временном уходе дорогой подруги и единомышленницы, которая ненадолго скрылась от наших взоров. Дело, начатое много лет назад, продолжает жить - дело духовного возрождения человечества и освобождения порабощенного разума от пут разрушительных заблуждений. Я познакомился с Е. П. Б. в Нью-Йорке в 1875 году, когда она жила на Ирвинг Плейс. Это был период становления "Теософического общества", в котором она играла ключевую роль, передавая его президенту и другим единомышленникам знания, полученные от Учителей Гималайского Братства. Следует заметить, что она не строила иллюзий по поводу того, в каком несовершенном мире живет. Еще в 1875 году, в самом начале работы по учреждению Теософского общества, она предрекала, что платой за этот труд будут незаслуженные оскорбления, неприкрытая злоба, полное непонимание и отсутствие общественного признания. И противопоставить этому она смогла лишь свое отважное сердце. В равной мере она предвидела будущность самого Общества. В 1876 году она в подробностях поведала мне перспективы его развития на много лет вперед, рассказала о "детских болезнях", которыми будет сопровождаться его становление, о трудностях, которые придется преодолевать, о том, как со временем теософские идеи займут достойное место в общественном сознании. Все эти пророчества уже начали сбываться. Ее главной целью было возвышение человеческой расы. Она пыталась последовательно и постепенно влиять на сознание современных ей людей и уделяла особое внимание тем немногим, кто был способен оценить все величие Тайной Науки и преданно служить "великому осиротевшему Человечеству". Она несла свою ношу ревностно и мудро. Заложив основу теософского движения, она надеялась, что совместными усилиями - какими бы скромными они не были - идеи, доктрины и терминология Религии Мудрости овладеют умами людей грядущего столетия, когда, согласно пророчеству, через 75 лет в мир придет новый Посланец, ибо в 1875 году первопроходцы-теософы столкнулись с целом рядом почти непреодолимых препятствий, главным из которых было несовершенство вербального отображения Истины. Эпиграфом к статье Уильям К. Джадж взял стихи из поэмы Генри Лонгфелло “Песнь о Гайавате”: На берегу стоял Гайавата, Мчится челн, Поток блистательный * * * Ушел возлюбленный Гайавата Уильям К. Джадж. Статья в Журнал "Путь", июнь 1891 года Литература
|