Вестник Белого Братства(Речь, произнесенная Президентом Международной Ассоциации "Мир через культуру" Блаватская опередила свое время по крайней мере на столетие. Во всяком случае она заявляла, что примерно лишь через сотню лет после написания Тайной Доктрины наука осмелится - наконец-то! - приблизиться к некоторым проблемам, сформулированным в этом труде. Чем, собственно говоря, можно объяснить охранительный консерватизм науки (в особенности академической) и ее хроническое отставание от потребностей и развития духа человеческого? На мой взгляд, исторические корни этого явления кроются в том периоде времени, когда средневековье стало стремительно сменяться Ренессансом. С одной стороны, Ренессанс принес освобождение от многих заблуждений и предрассудков, но с другой - способствовал тому, что люди подпали под власть глобального заблуждения, связанного с торжеством рационалистического мышления. Наука и религия разъединились, и не просто разъединились, а стали противостоять друг другу как враждебные начала. Именно с той поры наука вступила на путь однобокого развития, приобретая все более и более замкнуто-аналитический характер, не позволяющий ей подняться до высот гармонического синтеза. Сфера научного познания как бы разделилась на многочисленные клетки, в пределах которой специалист добиться определенных, даже выдающихся результатов, но проломить ее стенки и выйти на оперативный простор он, как правило, не мог. Поэтому нередко и получалось, что великий ученый одновременно оказывался и великим невеждой. Вспомним гениального французского химика Лавуазье и его категорическое заявление на заседании Академии наук по поводу информации о небесных камнях, падающих на землю, то есть метеоритах. Он заклеймил ее как темное крестьянское суеверие. Естественно что ХХ век с его наивным упоением первыми плодами научно-технической революции, с его самонадеянной верой в то, что одного знания законов физики и химии уже достаточно для раскрытия всех секретов и тайн мироздания, не смог воспринять информацию Блаватской. Повторилась ошибка Лавуазье: непознанное и неразгаданное объявили несуществуюшим. Это сейчас, когда из нас основательно выветрился дух гордыни, когда стало ясным, что машинно-техническая цивилизация завела нас в тупик, мы по-иному начинаем осмысливать феномен Блаватской. Приходит понимание, что она олицетворяла собой наступающую эру синтеза. По существу она первой попыталась ликвидировать разрыв между наукой и религией: вскрывая экзотическую сущность всех существенных и ныне существующих религий, она применяла к предмету исследования приемы научной методологии. Наше время - в отличие от предыдущего - спокойно воспринимает концепцию о возможности существования цивилизации на порядок, а то и несколько порядков выше, чем наша. Эта концепция приобретает порою фантастические очертания и порождает многочисленную литературу о неопознанных летающих объектах и пришельцах из космоса. Но я знаю, что ее поддерживают некоторые представители серьезной науки и даже есть попытки обосновать данную гипотезу на математическом уровне. Все это дает основания надеяться, что наконец-то будет услышана главная весть, с которой Блаватская пришла в наш мир. А эта главная весть, по утверждению Елены Ивановны Рерих, состояла в том, что Блаватская вернула людям утраченное знание о Белом Братстве. Собственно, она ввела в современный обиход сам термин "Белое Братство". Потом это понятие стало ключевым в Учении, которое исповедовали продолжатели дела Блаватской Рерихи - Учение Живой Этики или Агни Йоги. Надо сказать, что и Блаватская и Рерихи опирались в данном случае на восточную традицию и прежде всего - индийскую и тибетскую. Причем не только книжную, но и живую, свидетельствующую о существовании Махатм и Гуру, взявших на себя нелегкую миссию быть Учителями запутавшегося в противоречиях человечества. На Востоке духовное всегда тесно соприкасается с феноменальным и потому образы Махатм здесь окружены обязательным волшебным ореолом. Но феномены, как показывает история, всегда рождают и усиливают скепсис и отрицание и потому не удивительно, что люди западного (а значит рационалистического) склада мышления склонны отнести Махатм к области мифотворчества. Конечно, можно было бы сослаться на сведения, достаточно противоречивые и даже документированные, о прямых и непосредственных контактах с Махатмами. Но думаю, что это ни к чему не приведет: для сомневающихся и отрицающих это не доказательство, а для знающих такого доказательства не требуется. Если же говорить по существу дела, отбросив частности и сказочно - фантастический орнамент, то под словосочетанием "Белое Братство" подразумеваются существа, значительно опередившие в своем духовном и психическом развитии человечество. Эти люди космического сознания, как бы образующие единую систему на планете Земля. Их можно назвать нашими старшими братьями, которые помогают нам, несмышленышам (но не насилием над сознанием, а собственным примером и убеждением) двигаться и развиваться в должном направлении. Таким образом Белое Братство - это космическая ветвь человечества. Но ее неотъемлемая ветвь. Вот что хотелось бы подчеркнуть. Синонимом Белого Братства в христианском эзотеризме выступает понятие "непадшее человечество". Духовно-религиозная традиция христианства, в отличие от индуистской и буддийской, делает главный акцент на космическом грехопадении человечества. Согласно ее концепции, падение Люцифера (превратившегося в князя тьмы и утратившего право называться светоносным) повлекло за собой большую часть человеческих монад. Но были монады, не подпавшие под власть князя тьмы. Они и составляют то, что именуется непадшим человечеством. Воплощаясь, они становятся святыми и подвижниками и стараются направить падших людей на путь истинный. Как видите, и в той, и в другой школе эзотеризма под разными наименованием речь идет об одном и том же. Скептики и отрицатели обычно вопрошают: почему Белое Братство не дает неоспоримых доказательств своего бытия? Почему оно замкнулось в себе и допускает к приобщению своих знаний лишь избранных представителей человечества, а не все человечество? В книге "Ключ к Теософии" Елена Петровна Блаватская дает ответ на этот вопрос. По ее мнению, причины, препятствующие раскрытию сокровенных тайн следующие: "Во-первых, порочность обычной человеческой природы и ее эгоистичность, всегда направленная на удовлетворение личных желаний в ущерб соседям и ближайшим родственникам. Таким людям никогда не могли быть доверены божественные тайны. Во-вторых, их ненадежность в том, чтобы сохранить священное божественное знание от профанации. Именно последнее привело к искажению наиболее возвышенных истин и символов и к постепенной трансформации духовного в антропоморфическую, конкретную и вульгарную образность - другими словами, к принижению бого-идеи и к "идолопоклонству". К этому следует добавить библейское изречение: "Имеющий уши да услышит". Дело в том, что нам порой не хватает элементарной сосредоточенности внимания, дабы обнаружить требуемые доказательства. Мы, например, страстно жаждем увидеть хоть какой-нибудь заурядный феномен - что-либо из области телепатии и телекинеза - и не замечаем главного феномена современности. А он заключается в том, что наша цивилизация, до предела начиненная ядерными боеголовками, химическим и бактериологическим оружием, раздираемая национальными, рассовыми и идеологическими противоречиями, все еще существует. Существует, хотя сотни, если не тысячи раз могла взлететь на воздух. Достаточно любой случайности, чтоб кто-то проявил халатность и нерадивость - вспомним Чернобыль (!) - дабы свершилось непоправимое. Чем же объяснить вот это несомненное и достаточно долговременное чудо существования нашего? Что защищает нас от нас же самих? На мой взгляд, ответ здесь один: если мы продолжаем земное существование, хотя должны уже давно погибнуть, то только благодаря невидимым, но самоотверженным усилиям наших старших братьев по разуму. Елена Ивановна Рерих была в этом твердо убеждена и писала об этом четко и прямо в письмах своим американским сотрудникам. Она даже называла день Однако не надо забывать, что прямое космическое вмешательство всегда диктуется особыми обстоятельствами и оно ни в коем случае не должно порождать чрезмерные иллюзии и иждивенческое поведение. При всем сострадательном отношении к нам никто, никакие Учителя и никакие святые не в состоянии искупить за нас нашу собственную Карму. В конечном итоге спасение планеты, над которой, как дамоклов меч, продолжает висеть угроза космической катастрофы, зависит от соборной воли всего человечества. Вот почему главной стратегической задачей наших дней становится воссоединение двух частей человечества - падшего и непадшего. Вот почему факт признания бытия Белого Братства и необходимости установления контактов с Белым Братством вырастает в вопрос жизни и смерти. Проблема контактов давно уже стоит перед нашим сознанием. Но сегодня, как никогда, она нуждается в том, чтоб ее поставили на реальные рельсы, освободив ее от излишней романтизации, столь свойственной бульварной оккультной литературе и легковерным спекулянтам лжеучителей и лжемедиаторов [*](их, как вы знаете, расплодилось сейчас видимо-невидимо). Не надо искать представителей Белого Братства где-то в звездных просторах, на недосягаемых вершинах, в пыльной глубине веков. Не надо искать их так далеко: они гораздо ближе. Связь между двумя частями человечества не прерывалась и не могла прерваться ни на мгновения. Люди космической сознания находились и находятся среди нас, внешне не отличаются от нас. Не имеет значения, считаете ли вы их представителями Белого Братства или нет, не имеет также значения, считают ли они сами себя таковыми или нет. Главное это то, что их слова и поступки космически значимы и потому за ними может смело следовать ищущий истину. Назову лишь некоторых из них, дабы прояснить свою мысль: Махатма Ганди, Рерихи, Кришнамурти, Ауробиндо Гхош. К этому списку я бы, пожалуй добавил имена ныне живущих людей космической устремленности и космического масштаба. Это и Далай Лама ХIV - недавний гость нашей Ассоциации. Это нынешний гость Ассоциации - президент Международного Теософского общества госпожа Радха Бернье. Шамбала, которую принято считать обителью Белого Братства, не географическое понятие. Это название духовной страны, не имеющей границ географических. И откроется она нашему внутреннему взору лишь тогда, когда в нищем мы увидим Христа, а в обычном собеседнике - Учителя. Итак, задача задач - воссоединение человечества с его космической частью, или, иными словами говоря - с Белым Братством. В этом, по мнению Блаватской, залог окончательной победы света над тьмой. Стоит ли после этого удивляться той ненависти и ярости, с которой ополчились на Блаватскую представители темных сил. Вернись времена Средневековья - ее непременно бы сожгли на костре. Но, собственно, тот же пыл фанатиков Средневековья обрушили организаторы компании, направленной на тотальное уничтожение Блаватской как личности. Для этих целей ипользовался метод, особо действенный в век развития средств массовой информации. Тяжелый молот прессы обрушился на Блаватскую. Клевета, заведомая ложь, сфабрикованные обвинения, площадная брань - все было пущено в ход. Это была массированная обработка сознания. А потом - и это очень существенно - фигура умолчания, на долгие-долгие годы фигура умолчания. Дабы стерлось в памяти имя Блаватской, а если бы всплыло, то как нечто несерьезное и одиозное. Любопытно, что та же самая история повторилась с другим посланником Белого Братства - Рерихом. Компания против художника разворачивалась точно по такому же сценарию: клевета, доносы, обвинения чуть ли не в уголовщине, а потом - фигура умолчания. На Западе она сработала в полной мере (там почти никто Рериха и не знает), а вот в России не сработала - здесь сложились обстоятельства, позволяющие прорвать информационную блокаду вокруг художника. Случайно ли это совпадение? Конечно, нет. А превосходная степень ненависти как бы разоблачает носителей ее. Значит, главную опасность они видят именно здесь, именно в тех людях, которые осмеливаются упоминать о Белом Братстве и неотложном сотрудничестве с ним. Как известно, с особой яростью Блаватскую преследовали на ее собственной родине. Ее не принимала официальная идеология царской России, выразителем которой являлась православная церковь. Тогда еще не отделенная от государства. Тем более не принимала ее советская официальная идеология. Книги Блаватской были изъяты и запрещены. Теософские общества разогнаны. Лишь сейчас - и то еще совсем-совсем недавно - начался процесс возвращения Блаватской на родину. Но должно сказать, что протекает он не столь уж гладко и встречает далеко неоднозначное отношение. Еще не опубликованы книги Блаватской, еще широкий читатель не получил возможности ознакомиться с ними, а уже возобновились атаки на нее, как слева так и справа. В условиях чрезмерной политизации нашей страны дело доходит до абсурда. Пытаются связать Блаватскую - и это напечатано в массовой молодежной газете - с Гитлером. Дескать расовая теория германского фашизма вытекает из трудов Блаватской и прежде всего ее Тайной Доктрины. И это сказано о человеке, который считал первоочередной задачей создание ядра всемирного братства без различия рас, вероисповедания и происхождения (так сформулировано в первом пункте Устава Теософского Общества). Действительно нет ничего страшнее, как говорил Гете, чем невежество в действии. Что можно противопоставить этому новому, но, увы, неизбежному натиску невежества? Прежде всего - книги Блаватской. К сожалению, с их изданием дело обстоит не так-то просто. После отмены цензуры книжный рынок заполнила литература, сулящая немедленную прибыль: детективы, фантастика, порнография. Вот почему для нас воистину великим даром явилась Тайная Доктрина, отпечатанная на русском языке в Адъяре и направленная в штаб-квартиру Ассоциации "Мир через культуру" в Москве. Мы полагаем также, что в новых условиях обязательно должна вестись интенсивно пропаганда жизни, творчества и идей Блаватской. Блаватская была первой, принесшей страдающему человечеству весть о Белом Братстве. К сожалению, ей не поверили. А ведь она, быть может, неспроста так настойчиво пыталась достучаться до окаменевшего сознания людей. Пройдет не так уж много времени и разразится мировая война. Вторая попытка помочь человечеству была предпринята Рерихом. В качестве посланника Белого Братства он посетил двадцать семь стран мира. Опять не поверили. И снова - мировая война. То, что мы с вами делаем как продолжатели и последователи Блаватской и Рериха, можно назвать третьей попыткой, третьей и решающей, ибо катастрофа, грозящая нам ныне, глобальна и не идет ни в какое сравнение с двумя мировыми войнами, взятыми вместе. Если мы действительно хотим предотвратить катастрофу, то мы должны выйти на новый, космический уровень сознания и, значит, соединиться с космическим человечеством или - что то же самое - с Белым Братством. Иных путей спасения планеты не существует. * - Медиация, в праве — одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR ) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения. Имеет определенные условия и правила ведения, очерёдность действий, фаз, а также основывается на следующих принципах:
|