Биографические материалы
Документы
РЕЗОЛЮЦИЯ НАУЧНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ КОНФЕРЕНЦИИ,
ПОСВЯЩЕННОЙ 175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЕЛЕНЫ ПЕТРОВНЫ БЛАВАТСКОЙ
С 19 по 21 мая 2006 года в Санкт-Петербурге по инициативе Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов состоялась научно-общественная конференция, посвященная 175-летию со дня рождения Е.П.Блаватской.
Поддержку в проведении конференции оказали: Всероссийский музей А.С.Пушкина, Музей Г.Р.Державина и русской словесности его времени, Музей-усадьба Н.К.Рериха “Извара”, Академия космонавтики имени К.Э.Циолковского, Санкт-Петербургское отделение Международной Лиги Защиты Культуры, Музыкально-философское общество имени А.Н.Скрябина (Москва), Музейный центр Е.П.Блаватской и ее семьи (Днепропетровск).
С приветствиями к участникам конференции обратились: Некрасов СМ., директор Всероссийского музея А.С.Пушкина; Морозова Н.П., заведующая Музеем Г.Р.Державина и русской словесности его времени; Фролов В.В., ответственный секретарь Международного Центра Рерихов; Чирятьев М.Н., почетный председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР; Гиндилис Л.М., руководитель Научно-культурного центра SETI, действительный член Российской Академии космонавтики имени К.Э.Циолковского; Коротков К.Г., д.т.н., профессор СПбГУ ИТМО; Аливанцева Е.В., зав. отделом Музейного центра Е.П.Блаватской и ее семьи Днепропетровского исторического музея имени Д.И.Яворницкого (Украина); Головченко Т.В., председатель объединения теософов “София” (Украина); Люшина-Хараламбус С.А., художник-космист (Кипр). В адрес конференции поступили приветственные письма от Международного Центра Рерихов (Москва) и Мемориального Треста Рерихов в Индии.
Во время конференции в залах Всероссийского музея А.С.Пушкина и Музея Г.Р.Державина и русской словесности его времени экспонировались выставка “Единство в многообразии”, раскрывающая различные стороны бытия земной природы, человека и Космоса, их взаимосвязь и единство, и выставка, посвященная Е.П.Блаватской. В рамках конференции прошли две презентации: общественно-научного и художественного журнала “Культура и время”, издаваемого Международным Центром-Музеем имени Н.К.Рериха, и презентация Объединенного Научного Центра проблем космического мышления.
В работе конференции приняли участие 115 представителей из 22 городов России, Украины, Беларуси, Эстонии, Кипра. На конференции было представлено 20 докладов. В них освещены следующие вопросы: значение трудов Е.П.Блаватской для развития науки, философии и искусства XIX—XX веков; о духовных параллелях творчества Е.П.Блаватской и семьи Рерихов; новые биографические данные о семье Е.П.Блаватской; создание Музейного центра Е.П.Блаватской и ее семьи в Днепропетровске (Украина); об искажении информации о жизни и творчестве Е.П.Блаватской в СМИ.
Е.П.Блаватская была выдающимся ученым, мыслителем, заложившим первые камни в здание нового мышления, разработавшим основы космогенезиса и анропогенезиса и являвшимся предшественником философии Живой Этики. В “Тайной Доктрине” Е.П.Блаватской содержатся научные предвидения, которые на протяжении всего XX века находили экспериментальное подтверждение в физике, астрономии, биологии. Это, в частности, касается предвидений о расщеплении атома и появлении атомной энергии. Неслучайно этот труд Елены Петровны стал предметом глубокого изучения физиков и представителей других наук.
Конференция призывает объединить усилия ученых, музейных работников, общественности и органов власти для свободного, непредвзятого изучения творческого наследия Е.П.Блаватской.
Конференция обращает особое внимание на наличие недостоверной, зачастую носящей клеветнический характер информации о жизни и творчестве Е.П.Блаватской в компьютерной сети Интернет, СМИ, в выступлениях представителей РПЦ, выражающейся в дискредитации имени и наследия Е.П.Блаватской.
Признавая исключительную значимость творческого наследия Е.П.Блаватской для отечественной и мировой культуры, участники конференции отмечают важность ее проведения в стенах таких уникальных музеев, какими являются Всероссийский музей А.С.Пушкина и Музей Г.Р.Державина и русской словесности его времени. Участники конференции выражают сердечную благодарность руководству музеев за активное участие в конференции и ее поддержку.
Конференция постановила:
1. Привлекать в своих регионах ученых к исследованию творческого наследия Е.П.Блаватской.
2. Рекомендовать участникам Конференции, представляющим различные организации, широко популяризировать в своих регионах творчество Е.П.Блаватской в учреждениях образования, культуры и средствах массовой информации.
3. Организациям и лицам, занимающимся изучением наследия Е.П.Блаватской, добиваться публикации объективных сведений о нашей великой соотечественнице в научных, научно-популярных и учебных изданиях.
4. Освещать в Интернет-пространстве достоверные материалы о биографии Е.П.Блаватской и теософии.
5. Просить Информационный центр (Ярославль) оказывать содействие в организации информационного обмена между заинтересованными организациями по проблемам, касающимся изучения и популяризации наследия Е.П.Блаватской.
6. Оказывать помощь и поддержку Музейному центру Е.П.Блаватской и ее семьи в Днепропетровске (Украина), как уникальному историческому, мемориальному памятнику культуры.
7. Подготовить к изданию сборник материалов научно-общественной конференции, посвященной 175-летию со дня рождения Е.П.Блаватской.
Санкт-Петербург, 21 мая 2006 г.
ПИСЬМО КУЛЬТУРНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
руководству телеканала REN TV в защиту Е.П.Блаватской
(документальный фильм “В поисках Атлантиды”, 28-29 мая 2005 г.)
|
Генеральному директору медиа-холдинга REN TV,
Президенту телекомпании REN TV
И.С. Лесневской
Генеральному директору телеканала REN TV
Д.А. Лесневскому |
Уважаемая Ирена Стефановна!
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
28—29 мая 2005 года на телеканале REN TV был показан документальный фильм “В поисках Атлантиды”. Нам очень хотелось узнать для себя что-то новое из загадочного прошлого нашей планеты, познакомиться с научными исследованиями по этой теме.
Увы! После просмотра фильма американского режиссера и сценариста Шона Тревессика остались разочарование и глубокое возмущение. Работая в “творческом” дуэте, Тревессик с Питером Вашингтоном не устояли перед соблазном поучаствовать в столь модной сегодня кампании черного пиара против великих людей.
Рассказав в первой части фильма о гипотезах местонахождения Атлантиды, вторую часть авторы полностью посвятили... умалению выдающейся личности XIX столетия, нашей соотечественницы Елены Петровны Блаватской.
Вклад Е.П.Блаватской в мировую науку и духовную культуру широко известен и признан. Международная культурная организация ЮНЕСКО объявила 1991 год Всемирным годом Блаватской. Ее труды оказали огромное влияние на жизнь, деятельность и творчество таких выдающихся мировых деятелей, как В.Крукс, К.Циолковский, Т.Эдисон, А.Скрябин, М.Чюрленис, семья Рерихов, М.Волошин, М.Ганди, Дж.Неру и многих других.
“Именно она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мертвых тенетах догм и устремившемуся в тупик атеизма”, — писала о Блаватской выдающийся русский философ, духовный подвижник и общественный деятель Е.И.Рерих. Но всю жизнь Елену Петровну преследовали невежество, предубеждения, клевета и предательства, не прекращающиеся и сегодня, через 114 лет после ее ухода.
Несомненно, Е.П.Блаватская жила ради служения человечеству. Верным свидетельством выдающегося таланта, широчайших познаний, высоты духа и подвига Е.П.Блаватской являются ее труды. Она работала над “Тайной Доктриной” — сводом многовековой, сокровенной мудрости. Этот научно-философский труд был написан в сотворчестве с великими Учителями Востока, находящимися на более высоком уровне развития сознания. Все древние Учения, мифы и легенды разных народов доносят до нас весть о том, что Великие Мудрецы постоянно оказывали людям помощь, давали им новые знания, учили ремеслам и искусствам. Эти свидетельства охраняются и считаются священными в разных культурах мира. Существуют документальные сведения о посланиях Духовных Учителей тем историческим личностям, от решений которых зависели судьбы народов и стран.
“Если бы не злоба и зависть современников, она (Е.П.Блаватская) написала бы еще два тома "Тайной Доктрины", в которые вошли бы страницы из жизни Великих Учителей человечества. Но люди предпочли убить ее, труд остался незаконченным”, — читаем мы в письмах Е.И.Рерих.
Утверждая, что “Блаватская связывала Атлантиду с идеями расового превосходства”, авторы фильма протягивают нить от “Тайной Доктрины” к “пропагандистам идей Третьего рейха”. Они или совсем не знакомы с “Тайной Доктриной”, или намеренно искажают ее суть. Безусловно, Гитлер и его приспешники верили в свою исключительность. Этой верой они оправдывали свой кровавый поход по миру. Но Е.П.Блаватская, прослеживая в “Тайной Доктрине” историю развития человечества, говорит не о превосходстве одной расы над другими, а о смене рас (видов человечества) в эволюционном развитии планеты.
Гланой целью созданного Е.П.Блаватской в 1875 году Теософского общества было “создание ядра всеобщего братства человечества, без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи”. Совершенно очевидно, что между работами Блаватской, проникнутыми идеями гуманизма, и человеконенавистническими теориями Гитлера нет и не может быть ничего общего.
Кстати, Третий рейх был одержим не только идеей уничтожения “низших” рас, но и стремлением искоренить мудрость всех веков и народов. Напомним известный исторический факт: в Третьем рейхе на кострах сжигали книги мировых классиков, среди которых были и труды Е.П.Блаватской. (СКрэнстон. Е.П.Блаватская: Жизнь и творчество основательницы теософского движения. Рига—Москва: Лигатма, 1996.)
Вызывает недоумение и возмущение тот факт, что на Вашем телеканале демонстрировался клеветнический фильм о Е.П.Блаватской, которую Россия справедливо может считать своей славой и гордостью.
В отклике нью-йоркской газеты “Трибьюн” на кончину Е.П.Блаватской говорилось: “Едва ли какая-нибудь женщина наших дней была так оклеветана и опорочена, как госпожа Блаватская, но хотя она и пострадала от злобы и невежества, имеется множество признаков того, что дело ее жизни себя оправдает, выстоит и еще послужит добру...”
Мы надеемся, что в дальнейшем Ваш телеканал, соблюдая законы журналистской этики, будет более ответственно подходить к выбору познавательных материалов, предлагаемых широкому зрителю. Эти материалы должны основываться на реальных фактах и доказательствах, но не на домыслах и фантазиях нечистоплотных “исследователей” жизни и деятельности выдающихся людей.
С пожеланиями творческих успехов в деле устремления россиян к истинной культуре.
Председатель Тверской областной Рериховской общественной организации А.Г.Лысиков;
председатель Ярославского Рериховского общества, главный специалист комитета по охране окружающей среды Администрации Ярославской области С.В.Скородумов;
председатель Ивановского общества Рерихов “Свет”, доцент ИСХА Я.Н.Глухов;
председатель Донецкого духовно-культурного центра “Орифламма”, Украина Л.Д.Палей;
редакторы Интернет-журнала “Палитра”, Болгария, г.София Бойко Златев, Дияна Златева;
редактор межрегионального культурно-просветительского издания “Орион”, член Международной Ассоциации писателей и публицистов ИМ.Себелева;
председатель Совета Тамбовской общественной организации “Единение” Е.Б.Воронцов;
председатель Тульского Городского Рериховского общества Н.Ф.Аверин;
руководитель Группы Защиты имени и наследия Рерихов Артемовского Рериховского общества (Украина, Донецкая область) А.Д.Тюриков;
сотрудник Башкирского Отделения Международной Лиги Защиты Культуры, г.Уфа Г.Г.Резапова.
30.08.2005 г.
Приложение (публикуется с сокращениями)
А.Борисенко, г.Ярославль
Елена Петровна Блаватская оправдана... 100 лет спустя
Последнюю четверть XIX века можно назвать триумфом материалистической науки. Ученые того времени очень напоминали тургеневского Базарова. Им представлялось, что Вселенная полностью описана математическими формулами и расчетами. Казалось, теория Дарвина и законы Ньютона целиком объясняют строение Мироздания. На научных конференциях делались самонадеянные заявления о том, что картина мира воссоздана полностью и будущим поколениям ученых осталось только уточнять знаки после запятой в уже открытых физических константах.
На этом “благопристойном” фоне работы нашей выдающейся соотечественницы Елены Петровны Блаватской стали настоящей революцией в науке и философии. Обладая прекрасным научным предвидением и опираясь на древние знания, она вопреки всем авторитетам утверждала, что Дарвин и Ньютон правы далеко не во всем. Теперь-то, сотню лет спустя, мы знаем, что это действительно так. Представления Ньютона справедливы как частный случай теории относительности Эйнштейна, а эволюция протекала несколько сложнее, чем это описывает Дарвин. Но представьте, какой же смелостью нужно обладать русской женщине, чтобы вопреки всем авторитетам в XIX веке открыто вступить в научный спор! И побеждать в нем.
Рассмотрим один характерный пример. Во времена Блаватской физики считали атом неделимым. Вот что она писала в 1888 году в противовес всем устоявшимся догмам того времени: “Атом именно делим и должен состоять из частиц или субатомов...” (“Тайная Доктрина”, том 1). Через 9 лет, в 1897 году, был открыт электрон, и прежние представления физиков о строении мира полностью изменились.
Блаватская выдвигала теории, до которых наука дошла только в XX столетии. Она предсказала открытие ультразвука, знала об эквивалентности массы и энергии. Елена Петровна утверждала, что Космос проходит через повторяющиеся циклы расширения и сжатия. Стивен Хоккин и многие другие современные ученые думают так же. По воспоминаниям современников, “Тайная Доктрина” лежала на столе у Эйнштейна, а теософию изучали такие известные ученые, как изобретатель Томас Эдисон, астроном Камиль Фламмарион, химик Уильям Крукс и многие другие.
Более всего Е.П.Блаватская критиковала науку за материалистическую однобокость. Она говорила о необходимости раскрытия и изучения беспредельной энергии духа. Блаватская обладала сама сверхчувственными способностями. Для доказательства того, что может человек, она производила опыты, которые могли восприниматься как феномены.
Используя силу психической энергии, она демонстрировала материализацию предметов и их перемещение в пространстве.
Подобные опыты документированы и удостоверены подписями многих свидетелей, среди которых находились известные представители интеллигенции XIX века. Так, знаменитый писатель Герберт Уэллс как-то отметил, что его всегда поражали феномены, совершаемые “Магометом, йогами и госпожой Блаватской... Здесь мы соприкасаемся, — писал он, — с законами более глубинными, чем общеизвестные законы природы”.
Впрочем, Блаватская считала, что в духовной и философской области феномены ничего не доказывают. Более того, само по себе чудо — анти-духовно, а стремление к чудесам у человека подобно опьянению. Гораздо важнее научное познание мира...
В своем фундаментальном труде “Тайная Доктрина”, созданном в тесном сотрудничестве с Великими Учителями Востока, она пишет: “Ни одна великая истина не была принята apriori, и обычно проходило столетие или два, прежде чем проблески ее начинали вспыхивать в человеческом сознании как возможная правда... И настоящий труд будет оправдан частично или целиком в XX столетии” (“Тайная Доктрина”, том 2).
История человечества показывает, что все новое входило в мир при жестком сопротивлении отживших сознаний. Вспомним, что Джордано Бруно поплатился жизнью на костре за те открытия, о которых знает сейчас каждый школьник. Прошли века, но невежество изменило только методы борьбы с носителями эволюционных знаний. Суровые испытания ждали и Елену Петровну Блаватскую.
В качестве мишени противники Блаватской выбрали ее психические способности. В Индию, где в то время жила Блаватская, из лондонского Общества психических исследований был направлен эксперт Ричард Ходжсон, который объявил Блаватскую... искусной мошенницей. Ходжсон сделал себе имя на основе им самим же устроенного скандала.
Удивительно, но факт: целый век вердикт Ходжсона кочевал по самым разным книгам, энциклопедиям и средствам массовой информации — словом, повсюду, где только речь заходила о жизни и деятельности Блаватской.
Сама же Блаватская в своих философских трудах писала, что миром управляет закон причинно-следственной связи, в основе которой лежат гармония и мировая справедливость. Нужно только время для того, чтобы эта справедливость проявилась. Так и произошло. Закон мировой справедливости коснулся своим действием имени Блаватской. Нашу великую соотечественницу оправдали... 100 лет спустя!
То же самое лондонское Общество психических исследований, которое когда-то обвинило Блаватскую в мошенничестве, выпустило в 1986 году пресс-коммюнике, предназначавшееся для ведущих газет и журналов Великобритании, Канады и США. Оно открывается словами: “Согласно новейшим исследованиям, госпожа Блаватская, соосновательница Теософского общества, была осуждена несправедливо”. Доктор Верной Харрисон заново проверил документы столетней давности по делу Блаватской и пришел к выводу, что она полностью невиновна. “Я прошу у нее прощения за то, что нам потребовалось сто лет для подтверждения правоты ее слов”, — пишет он в своем отчете. (Цит. по: Крэнстон Сильвия. Е.П.Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига—Москва: Лигатма, 1996.)
Признавая заслуги Блаватской и ее вклад в мировую науку и духовную культуру, ЮНЕСКО объявил 1991 год — Всемирным годом Блаватской. Тем самым был подведен окончательный итог столетней истории несправедливого обвинения нашей великой соотечественницы.
ПИСЬМО КУЛЬТУРНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Главному редактору газеты “Культура” по поводу статьи
Б.Фаликова “Оккультные корни фэнтези”
(газета “Культура”, № 29 (7488), 28 июля-3 августа 2006 г.)
Главному редактору газеты “Культура” Белявскому Ю.И.
Уважаемый Юрий Исаакович!
В газете “Культура” № 29 (7488) от 28 июля — 3 августа была опубликована статья Б.Фаликова “Оккультные корни фэнтези”.
Нас очень удивило и огорчило, что такой материал появился в Вашей газете, поскольку статья носит откровенно клеветнический и глубоко антикультурный характер. Так, научные философские труды Е.П.Блаватской, созданные в сотрудничестве с Учителями Востока (Махатмами), не просто ставятся в статье на один уровень с примитивными изданиями типа “Звездных войн” и “Бэтменов”, но и объявляются источником всего этого трэша. Более того, автор статьи, хитроумно переплетая фантастику и реальность, создает сложную ассоциативную цепочку: Е.П.Блаватская, Махатмы, пришельцы, террористы-смертники. Таким образом, в сознание читателей внедряется совершенно безумная идея: причиной появления фэнтези и современного терроризма являются... Е.П.Блаватская и Махатмы!
Давайте обратимся к фактам.
В современной мировой культуре личность Е.П.Блаватской и ее идеи занимают значительное место. Ее главный труд “Тайная Доктрина” полон научных предвидений, которые подтверждены открытиями физиков У.Крукса, Дж.Томсона, М. и П. Кюри, М.Планка, А.Эйнштейна. У последнего “Тайная Доктрина” была настольной книгой. Е.П.Блаватская основала Теософское общество, членами которого состояли изобретатель Т.Эдисон, астроном и писатель К.Фламмарион, поэт УЙейтс, философ УДжеймс. Идеи теософии повлияли на творчество Д.Джойса, Д.Лондона, Т.Элиота, Ф.Баума, В.Кандинского, Г.Малера, Я.Сибелиуса. Книги Е.П.Блаватской серьезно изучали Вл.С.Соловьев, Л.Толстой, А.Белый, В.Иванов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, М.Волошин, Н.К. и Е.И. Рерихи. Влияние “Тайной Доктрины” на творчество А.Скрябина было определяющим. Признавая заслуги Е.П.Блаватской и ее вклад в мировую науку и культуру, международная культурная организация ЮНЕСКО объявила 1991 год Всемирным годом Блаватской.
Теперь о видениях Е.П.Блаватской, о которых Б.Фаликов очень много “размышляет” в своей статье. На сегодняшний день известны два направления познания: научное, или эмпирическое, и метанаучное, или сверхнаучное. Метанаучный способ познания помимо эксперимента использует информацию, идущую через духовный мир человека из пространства материи иных состояний и измерений. Такая информация приходит через сны, видения, образы из Космоса. Метанаучный способ познания был присущ Д.И.Менделееву, В.И.Вернадскому, Я.Беме, Вл.Соловьеву, Е.И.Рерих. Д.И.Менделееву во сне предстала в законченном виде периодическая система элементов. Владимир Соловьев пользовался указаниями Наставницы из Высшего мира, благодаря которой и была создана им философия Всеединства и Богочеловечества. О своем опыте общения с инобытием Соловьев рассказал в поэме “Три свидания”. “Сверхнаучные предположения всякой науки” были для него истиной, не требующей доказательств. В.И.Вернадскому во время болезни открылись как видения все его дальнейшие достижения и научная деятельность. Об этом говорит его дневник за 1920 год и рассказывает Г.П.Аксенов в новой книге о великом ученом (серия “ЖЗЛ ”). Е.П.Блаватская также пользовалась метанаучным способом познания.
Е.П.Блаватская, Е.И. и Н.К. Рерихи сотрудничали с Махатмами, или Великими Учителями. О Махатмах, стоящих на более высоких ступенях космической эволюции, Восток знает с незапамятных времен. Через Е.П.Блаватскую метанаучная информация пришла в виде фундаментального труда “Тайная Доктрина”, рассказывающего о происхождении и развитии Солнечной системы и человека; через Е.И.Рерих — в форме гуманистической философской системы Живая Этика. Е.И.Рерих также перевела на русский язык “Тайную Доктрину”.
Современная философская мысль Запада, тысячи ученых России, Европы и Америки признают метанаучный способ познания, активно используют в научных изысканиях философские идеи “Тайной Доктрины” и Живой Этики. В 2003 году в Москве состоялась Международная научная конференция “Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века”. В работе секций и пленарного заседания приняли участие ученые из России, стран СНГ и Балтии, Великобритании, Германии, Индии, США, Италии, Болгарии — свыше 900 человек, в их числе 13 академиков, 87 докторов наук и профессоров, 39 кандидатов наук. В резолюции конференции, принятой единогласно, было заявлено: “С распространением и осмыслением идей космистов началась переоценка духовного наследия прошлых веков, а в пространстве научного миропонимания стало зарождаться и развиваться новое космическое мышление. Ключевое место в этом процессе занимает Живая Этика — философия космической реальности, которая была создана группой мыслителей и философов Востока в сотрудничестве с Е.И.Рерих и Н.К.Рерихом. В ней содержатся основы новой теории познания и его методология” (Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века: Материалы Международной научно-общественной конференции. М., 2004. Т. 1. С. 338-339).
Таким образом, ученый мир Земли уже давно работает в русле идей, пришедших от Махатм, мыслителей и философов Востока. А в России, на родине Е.П.Блаватской, предпринимается попытка принизить ее личность, низвести ее труды на уровень низкопробных дешевых изданий. Поистине, нет пророка в своем Отечестве!
Б.Фаликов завершает свою статью вольным пересказом слов О.Э.Мандельштама из его работы “Девятнадцатый век” о новейшей теософии, “которая не что иное, как буржуазная религия прогресса, религия аптекаря, господина Гомэ, изготовляющаяся к дальнейшему плаванию и снабженная метафизическими снастями”. Позвольте не согласиться с этим утверждением Мандельштама. Психология обывателя и буржуа самостна и эгоистична, направлена на самого себя. Цели же и задачи теософии иные. А именно: “1) создание ядра всеобщего братства человечества, без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи; 2) изучение древних и современных религий, философий и наук и объяснение необходимости такого изучения; 3) исследование необъясненных законов природы и психических сил, скрытых в человеке” (С.Крэнстон. Е.П.Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига—Москва: Лигатма, 1996. С. 182). Так что утверждение автора статьи насчет “обывательской сущности теософии”, выступающей, как мы видим, за всеобщее братство человечества, научное познание и исследование мира, не имеет под собой никаких оснований.
Удивительно, что газета “Культура”, которая в 2003 году осуществляла информационную поддержку Международной научной конференции “Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века”, предоставила свои страницы для публикации скандальной статьи Б.Фаликова. Ведь именно в газете “Культура” в декабре 2004 года к 100-летию со дня рождения Святослава Николаевича Рериха была опубликована статья академика Л.В.Шапошниковой “Философ реального Космоса”, в которой не раз говорится о Махатмах, или Великих Учителях:
“В сотрудничестве с великими Учителями Индии Рерихами была создана философия реального Космоса — Живая Этика, — которая является началом нового, космического мышления. Важнейшую роль в этой работе сыграла выдающийся философ Елена Ивановна Рерих”.
Л.В.Шапошникова вспоминает:
“Благодаря родителям, — говорил Святослав Николаевич, — я понял великие ценности жизни и имел контакты с Личностями, которые давно прошли по великому и царственному пути самоосвобождения”. Святослав Николаевич до самого последнего своего часа сохранял связь с Великим Учителем. Когда все члены семьи Рерихов ушли из жизни и он остался один, эта связь многое облегчала в его нелегкой жизни. Рассказывая мне об Учителях — а это случалось нередко, — он называл их "более совершенными людьми, найти которых может только тот, кто готов для этого и кого они сами хотят встретить"”.
В заключение отметим, что умаление Учителей человечества является явным признаком невежества, особенно сегодня, когда все больше людей начинают осознавать их важнейшую роль в эволюции человечества.
Уважаемый Юрий Исаакович!
Мы убедительно просим Вас принять меры для восстановления справедливости и дать ответ читателям по поводу клеветнической информации, опубликованной в статье Б.Фаликова.
Предлагаем для публикации достоверный материал о Е.П.Блаватской.
Руководитель Группы защиты имени и наследия Рерихов Артемовского Рериховского общества (Украина, Донецкая область) А.Д.Тюриков; председатель Донецкого духовно-культурного центра “Орифламма” (Украина) Л. Д. Палей; редактор межрегионального культурно-просветительского издания “Орион”, член Международной Ассоциации писателей и публицистов И.М.Себелева; сотрудник Башкирского Отделения Международной Лиги Защиты Культуры (г. Уфа) Г.Г.Резапова; президент Международного культурного фонда “Soleil”, член Международного союза журналистов, член Международной Ассоциации писателей и публицистов (Латвия, г. Рига) О.Л.Старовойтова; председатель Ярославского Рериховского общества, главный специалист комитета по охране окружающей среды Администрации Ярославской области С.В.Скородумов; председатель Тверской областной Рериховской общественной организации А.Г.Лысиков; председатель Ивановского общества Рерихов “Свет”, доцент ИСХА Я.Н.Глухов; председатель Совета Тамбовской общественной организации “Единение” Е.Б.Воронцов; председатель Тульского Городского Рериховского общества Н.Ф.Аверин.
09.09.2005 г.
Главному редактору журнала “OPEN” Станиславу Морачеву
Уважаемый Станислав!
Хотим высказать свое мнение об опубликованной в возглавляемом Вами журнале статье Н.Пальчевой “Дама со странностями”, № 19 (зима 2005-2006 года).
По прочтении статьи возникает стойкое убеждение, что автор задался целью собрать в ней все известные сплетни и грязь о жизни и творчестве Е.П.Блаватской, соорудив такую непереваримую и ядовитую смесь, которую трудно даже пропустить через сознание до конца. Весь тон статьи носит откровенно оскорбительный и провокационный характер, причем вся эта грязь не подтверждена ни ссылками, ни хотя бы фамилиями авторов, у которых Н.Пальчева позаимствовала эти “достоверные” сведения. Исключение составляет ссылка на графа С.Витте, однако известно, что его воспоминания носят откровенно недоброжелательный и необъективный характер и основаны также большей частью на слухах и сплетнях. С.Витте только родился в год помолвки Елены Петровны с Н.Блаватским и писал о большей части событий из жизни Е.П.Блаватской с чужих слов. Вот что пишет по этому поводу Г.Мэрфи в своей книге “Елена Блаватская”:
“Книга (воспоминаний С.Витте. — Ред.) вышла в свет тридцать один год спустя после смерти Е.П.Блаватской и несколькими годами позже кончины самого графа. Сергей действительно был двоюродным братом Елены, но ему не исполнилось еще и года от роду, когда она в своих странствиях впервые оставила Россию. Его мать, Екатерина Витте, всегда была невысокого мнения о своей племяннице Елене, и мальчик, вероятно, в известной степени усвоил ее отношение к родственнице. Когда Елена в конце 1858 года после девятилетних странствий впервые приехала в Россию, Сергею Витте было всего лишь около десяти лет.
Следовало ожидать, что известный отставной премьер-министр России, пишущий по вопросам, имеющим отношение к национальной истории, обладает достойным доверия пером. В действительности же он делает множество невероятных ошибок даже относительно тех подробностей, которые можно легко обнаружить в исторических хрониках, и часто противоречит сам себе. Что же до своей двоюродной сестры Елены, то граф передает здесь множество старых светских сплетен и прибавляет к ним собственную долю яда” (Г. Мэрфи. Когда приходит рассвет: Жизнь и труды Е.П.Блаватской. Челябинск, 1999. С. 14-15).
На основании вот таких “достоверных” источников автор пытается придать своей статье хоть какую-то обоснованность. В настоящее время читателям доступны следующие объективные и достоверные книги о жизни и творчестве Е.П.Блаватской, ни одна из которых по странной “случайности” (?) не попала в поле зрения автора статьи. Это фундаментальный труд С.Крэнстон “Е.П.Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения” (Рига—Москва: Лигатма, 1996), Книга М.Неф “Личные мемуары Е.П.Блаватской” (М.: Сфера, 1993), биографические очерки Е.Писаревой и В.Желиховской, а также книга Г.Мэрфи “Когда приходит рассвет. Жизнь и труды Е.П.Блаватской” (Челябинск, 1999), в которой автор убедительно опровергает вымыслы об “авантюризме” Блаватской и развеивает миф о ее многочисленных связях с мужчинами и якобы рожденном ею ребенке, приводя медицинское свидетельство от 1885 года о том, что у нее никогда не было детей (Г. Мэрфи. Когда приходит рассвет: Жизнь и труды Е.П.Блаватской. С. 17—18).
Оставим на совести автора совершенно безосновательные и бездоказательные рассуждения о детстве, юности Елены Петровны, о ее якобы ужасной внешности и уже совершенно бредовые вымыслы о лесбийских отношениях между Анни Безант и Блаватской. Патологические изыскания автора просто поражают!
Вне понимания Н.Пальчевой осталось главное — это альтруистические мотивы, лежащие в основе всей жизни Елены Петровны Блаватской, о чем весьма убедительно свидетельствуют вышеупомянутые описания жизни и творчества, а также ее выдающиеся философские труды, интерес к которым в настоящее время растет. Ее главный труд “Тайная Доктрина” (1888 г.) полон научных предвидений, которые подтверждены открытиями физиков У.Крукса, Дж.Томсона, М. и П. Кюри, М.Планка, А.Эйнштейна. У последнего “Тайная Доктрина” была настольной книгой. В 1875 г. Е.П.Блаватская основала Теософское общество, членами которого состояли изобретатель Т.Эдисон, астроном и писатель К.Фламмарион, поэт У.Йейтс, философ У.Джеймс. Идеи теософии повлияли на творчество Д.Джойса, Д.Лондона, Т.Элиота, Ф.Баума, В.Кандинского, Г.Малера, Я.Сибелиуса. Книги Е.П.Блаватской основательно изучали Вл.С.Соловьев, Л.Толстой, А.Белый, В.Иванов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, М.Волошин, Н. и Е. Рерихи. Влияние “Тайной Доктрины” на творчество А.Скрябина было определяющим. За выдающийся вклад Е.П.Блаватской в мировую культуру 1991 год был объявлен ЮНЕСКО Всемирным годом Блаватской.
Хочется задать автору вопрос — неужели эти выдающиеся умы человечества хуже нее разобрались в наследии Е.П.Блаватской и стали жертвами мистификации? Может быть, более естественно будет предположить, что сам автор пытается ввести в заблуждение читателей, очерняя без всякой совести выдающегося человека?
О лживости и необъективности Н.Пальчевой однозначно свидетельствует использование в качестве аргумента против Е.П.Блаватской отчета Ходжсона, который был опубликован в 1885 году Обществом психических исследований (ОПИ) в Лондоне. Согласно этому отчету, Блаватская “заслуживает того, чтобы навсегда войти в историю в качестве одной из самых искусных, изобретательных и интересных мошенниц” (С.Крэнстон. Е.П.Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. М.: Лигатма, 1996. С. 7). Именно этот вердикт, давно уже официально опровергнутый в печати (в 1986 г.!), и служил основанием всем недоброжелателям Е.П.Блаватской для обвинений ее в мошенничестве. Сегодня уже общеизвестно, что отчет был составлен Ходжсоном предвзято и на основании неподтвержденных показаний. Все обстоятельства этого дела заново проверил д-р Верной Харрисон, эксперт по подлогам и фальшивкам. В 1986 году (через 100 лет после появления отчета Ходжсона!) само ОПИ выпустило пресс-коммюнике для газет и ведущих журналов. Оно открывалось словами: “Согласно новейшим исследованиям, госпожа Блаватская, соосновательница теософского общества, была осуждена несправедливо” (С.Крэнстон. Е.П.Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. С. 8).
Вот на основании таких “аргументов” и построена вся статья!
К сожалению, в последнее время в СМИ наметилась печальная тенденция к умалению и осквернению великих культурных деятелей. Не избежала этой участи и Блаватская. Н.Пальчевой, вероятно, неизвестно, да, по всему видно, и неинтересно, что в этом году исполняется 175 лет со дня рождения Е.П.Блаватской и эта дата отмечалась памятным вечером в Международном Центре Рерихов в Москве и международной конференцией в С.-Петербурге, а также широкими кругами общественности во всем мире. В Днепропетровске, на родине Елены Петровны, открыт мемориальный дом-музей Блаватской, на базе которого также будет проведена международная общественно-научная конференция, посвященная памяти этого выдающегося мыслителя.
Поэтому мы считаем, что появление статей, подобных “шедевру” Н.Пальчевой, является оскорблением не только многочисленных почитателей творчества Е.П.Блаватской, но и всех читателей Вашего журнала.
Уважаемый господин главный редактор!
Публикация данной статьи не только формирует у читателей превратное представление о жизни и творчестве Е.П.Блаватской, но наносит ущерб возглавляемому Вами изданию, ставя его в один ряд с желтой прессой.
Мы, почитатели творчества Елены Петровны Блаватской, в соответствии с Законом о СМИ предлагаем опубликовать наше письмо в ближайшем номере журнала “OPEN” в качестве опровержения на клеветническую статью Н.Пальчевой.
С уважением,
Лилиана Палей, председатель Донецкого духовно-культурного центра “Орифламма”, Донецк, Украина.
Андрей Прохоров, зам. председателя ДДКЦ “Орифламма”.
03.07.2006 г.
|