Глава 6МАЛЕР, СИБЕЛИУС, СКРЯБИНГустав Малер (1860-1911)Славу большого композитора Малер обрёл посмертно. При жизни его знали как талантливого дирижёра — сначала в Европе, потом в Америке. Его симфонии и другие музыкальные произведения опередили свою эпоху и воспринимались современниками скорее с недоумением. Но Малер говорил: "Моё время ещё придёт" — и не ошибся. В 1895 году Малер начал работу над Третьей симфонией. Две первые звучали трагически, автор выразил в них своё разочарование жизнью. Третья получила название "Радостное знание" и, по словам Дерика Кука, известного исследователя творчества Малера, свидетельствовала о "вновь обретённом оптимизме или, скорее, мистическом откровении о ценности и смысле существования". О каком радостном знании идёт речь? Близкий друг Малера Рихард Шпехт вспоминает разговор, состоявшийся между ними в Гамбурге в 1895 году. Малер говорил тогда с глубокой убеждённостью: "Мы все вернёмся; именно эта уверенность придаёт жизни смысл, и совершенно неважно, будем ли мы в последующем воплощении помнить свою предыдущую жизнь. Важен не отдельный индивидуум и его благополучие, а великое устремление к совершенному и к чистому, продолжающееся с каждым новым воплощением".167 Третью симфонию можно воспринимать как отражение идеи перевоплощения жизни, от низших царств к человеку и дальше. Кук приводит письмо Малера, где композитор говорит о том, что хотел отобразить в этом произведении путь эволюционного развития природы, таящий "в себе всё самое грозное, великое, а также прекрасное":
Обширная первая часть симфонии, говорит Кук, представляет "природу во всей её целостности... пробудившуюся от бездонной тишины и зазвучавшую". Последующие части посвящены этапам реинкарнационного восхождения от растения и животного, через человека, к всеведущему и всемогущему Божественному Началу.168 О том, что Малер верил в перевоплощение, автору настоящей книги рассказал известный дирижёр Бруно Вальтер — протеже и близкий друг композитора, — который и сам разделяет это убеждение. По словам Вальтера, Малер проникся этой идеей, когда общался с теософами в 1890-х годах.169 Именно Бруно Вальтер порекомендовал нам книгу "Густав Малер", из которой и взят приведённый выше разговор Малера с Рихардом Шпехтом.
Ян Сибелиус (1865-1957)В честь девяностолетия со дня рождения финского композитора Яна Сибелиуса музыкальный критик "Нью-Йорк таймс" писал в декабре 1955 года:
Ида Золман, друг и соседка семьи Сибелиусов, рассказала автору настоящей книги, что в кругу близких ему людей Сибелиус не скрывал, что верит в перевоплощение, и говорил о своих прежних жизнях. Другое независимое свидетельство на этот счёт мы получили в 1982 году от Гарри Каллио в Институте мировой культуры в Санта-Барбаре, Калифорния. Каллио рассказал, что, будучи в Финляндии, специально навестил семью композитора и побывал у археолога Ирье Палохеймо, жившего когда-то по соседству с Сибелиусом. От него-то Каллио и узнал, что Сибелиус вместе с несколькими близкими ему художниками уделял много времени изучению теософии и учения розенкрейцеров.
Александр Скрябин (1872-1915)В предисловии к двухтомной биографии "Новый Скрябин" Фобиона Бауэрса известный музыкант Владимир Ашкенази писал:
Какой же философии следовал Скрябин? Биограф и соотечественник
Скрябина Борис Шлёцер свидетельствует, что теософия была единственным
внешним влиянием, которое испытал композитор, и притом необычайно
сильным.171*
Об этом же подробно говорит и Бауэрс. Он рассказывает, что, прочтя
"Ключ к теософии" Е. П. Блаватской во французском переводе, Скрябин
5 мая 1905 года пишет: "La Clef de la Theosophie — замечательная книга.
Просто удивительно, как близка она моему образу мыслей". Бауэрс
сообщает, что "с тех пор у него появляется всё больше и больше друзей
и почитателей из Теософского общества". Его коллеги помнят, "как много
говорил Скрябин о теософии и о личности Блаватской". В его домашней
библиотеке была также "Тайная Доктрина" на французском, которой он
очень дорожил.*
В 1922 году в Москве, в квартире, где композитор провёл три последних
года жизни, был открыт музей Скрябина, и комнаты приобрели прежний
вид. Возвратились на свои места и книги из библиотеки композитора,
включая Тайную Доктрину. Эта квартира-музей, говорит Бауэрс, играла
важную роль в становлении молодого поколения композиторов и была
"местом встреч музыкальной молодёжи".173*
После знакомства с теософией музыка Скрябина обрела мистическое звучание. Сравнивая первое произведение композитора для оркестра — фортепианный концерт, написанный в 1896-97 годах, — с его величайшим творением "Прометей, или Поэма огня", созданным в 1909-10 годах, музыковед Джералд Эйбрахам пишет: "Трудно поверить, что всего за тринадцать лет композитор может пройти путь от изящного, элегантного, вполне шопеновского концерта до произведения, которое в его время считалось образцом крайнего авангардизма".174 Бауэрс отмечает:
Композитор стремился пробудить в человеке его истинную сущность. Он писал, что "в мистериях античности происходило подлинное преображение, были подлинные таинства и святость", а "измельчавшие святые наших дней забыли о той древней силе".175 Когда эти "измельчавшие святые" объявляли Блаватскую обманщицей, Скрябин, защищая её, говорил, что "всем поистине великим людям пришлось пройти через обвинения в такого рода "бесчестьи"".176 Упоминая о теософии и Е. П. Б. в связи со Скрябиным, Шлёцер пишет:
Ссылки на литературу 1 -- 258 - Примечания |