Судьба Е.П. Блаватской.И.В.Кононов Такая работа (по систематизации духовного опыта) началась для Е.П.Блаватской в Америке. К 1873 году относительно улеглись страсти после гражданской войны. Масса людей, прибывших в Америку, то ли разочарованных европейской набожностью, то ли доказывающих свою независимость и свободу во всем, искали новых возможностей для духовного самовыражения. По большей части это проявлялось в повальном увлечении спиритуализмом. Не обошлось и без бизнесменов от магического шарлатанства. Как-то раз, на одном из таких сеансов, Е.П.Блаватская действительно “проявила” одну из потусторонних “душ”. Хозяйка дома пришла в неописуемый ужас и растерялась: её “духи” были бумажные, и она заранее знала, когда они появятся и что будут “говорить”. После сеанса Блаватская предупредила шарлатанку, чтобы она перестала дурачить публику, иначе ей придётся раскрыть обман. Та поклялась, что больше это не повторится, но вскоре нарушила клятву. Последовал ряд статей, в которых разоблачался нечестный промысел. Мы заострили внимание на этой истории потому, что в альбоме Елены Петровны для газетных вырезок, рядом с разоблачительными статьями, есть пояснение, данное ей самой по этому поводу: “Да, мне жаль это говорить, но я была вынуждена назвать себя во время того позорного разоблачения медиумов Холмса вместе со спиритуалистами. Мне пришлось спасать ситуацию, ибо я специально была послана из Парижа в Америку, чтобы доказать реальность подобных явлений и, с другой стороны, показать ошибочность спиритических теорий “Духов”. Но как я могла сделать это наилучшим образом? Я не хотела, чтобы широкая публика узнала, что я сама могу вызывать точно такие же явления усилием воли. Я получила указания добиваться обратного, но, в то же время, я должна поддерживать веру в реальность, подлинность и возможность существования подобных явлений в сердцах тех, кто из материалистов стали спиритуалистами, а ныне из-за разоблачения нескольких медиумов, вновь пошли на попятную, вернувшись к своему скептицизму”[1]. Это письмо и факты, приведенные выше, свидетельствуют о том, что перед нами новая ипостась Блаватской – человек, который зная реальность, стоящую за спиритическими фокусами, настаивает на ошибочности существующих теорий в этой области. Казалось бы: да мало ли может быть объяснений спиритизму – всё равно никто не сможет дать ответ и подтвердить его опытным путем! Тем не менее, не всё так просто. Здесь следует учесть, что подавляющая масса спиритуалистов – христиане или люди, выросшие в христианской среде, и всё, что может быть таинственного, необъяснимого, запредельного ассоциируется у них в сознании с христианским учением о загробной жизни. Никому из медиумов и в голову не могло прийти, что существуют какие-либо другие объяснения, кроме того, что они общаются с душами умерших. И вся практика вызывания духов построена на полухристианской “технологии” – полумрак, свечи... Блаватская “вызывала духов” без всего этого антуража – днем, при полном освещении, без сцепленных рук и таинственных фраз. При этом она настаивала на иной природе этих явлений. Мы не будем вдаваться в тонкости её версии – нас интересуют последствия. А их она сама предсказала: “Вдобавок к христианам и скептикам против меня восстанут и все спиритуалисты.”[2]. Но они не восстали. Итак, в 1873 году Е.П.Блаватская приступила к деятельности, подготовка к которой началась с 1845 года. Она должна была поведать миру о некой тайне, к порогу которой человечество подошло в середине XIX века. С точки зрения “глагольной” биографии, наступил момент открытой общественной деятельности, с точки зрения духовной биографии – период зрелости, когда пришла пора реализовывать свой потенциал, делать ту работу, к которой она готовилась на протяжении всей своей жизни. Не случайно здесь пересекаются и “глагольная”, и духовная биографии. Ряд попыток создать, по указанию Учителя, организацию для раскрытия части тайных знаний – первое пересечение двух сюжетных линий в судьбе Е.П.Блаватской. Совместно с полковником Олькоттом и редактором бостонского журнала “Спиричуал Сайнтист” Э.Джерри Брауном они попытались собрать вокруг себя людей близких взглядов. Журнал находился в трудном финансовом положении. По указанию Учителя Серапис Бея, Посвященного из Египта, члена Великого Братства, полковник и Е.П.Б. помогли Э.Брауну в поисках новых подписчиков и рекламодателей, публиковали на страницах издания свои статьи. Общий смысл затеи сводился к тому, чтобы на почве интереса к спиритуализму привлечь к журналу как можно больше людей, а затем и возглавить спиритуалистское движение. Далее планировалось через своеобразное посвящение привести группу наиболее активных к пониманию истинной природы спиритуализма. Это должно было развенчать существовавшую тогда “теорию духов”, а также полуцерковные, полуязыческие верования спиритуалистов и направить науку в новое русло, свободное от предрассудков как церковных, так и материалистических. Эта работа велась под руководством Египетской части Африканского отделения Всемирного братства. Когда совместными усилиями журнал удалось вывести из кризиса, и круг подписчиков стал достаточно широким, Е.П.Б. объявила, что она не верит в духов. Джерри Браун с этого момента стал заклятым врагом будущих теософов. По всей видимости в очередной раз сработал принцип, действию которого подчинено большинство человечества: ”Что не понимаю – отрицаю, чего боюсь – ненавижу”. Попытка провалилась. Тем не менее, к этому моменту статьи Е.П.Б., разоблачающие медиумов и поясняющие механизм спиритуалистических явлений, подтвержденные её переводами статей профессора петербургского университета М.Вагнера, оказались настолько благосклонно приняты публикой, что Учителя решают, что наступил момент активных действий: “Из Индии получен приказ основать философско-религиозное общество и выбрать для него название, а также сразу избрать Олькотта его членом. Июль, 1875 г.”[3]. С этого момента деятельностью Е.П.Б и её сподвижников стало руководить Индийское отделение Братства. *** Так, через два года после приезда Е.П.Б. в США, 17.XI.1875 года учреждено Теософское Общество, и Елена Петровна Блаватская стала одним из сооснователей этой организации – объединения людей, интересующихся Божественной Мудростью. В Основополагающих документах Общества указаны три главные его цели: 1. Создание ядра всеобщего Братства человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи; 2. Изучение древних и современных религий, философий и наук, а также объяснение необходимости такого изучения; 3. Исследование необъясненных законов природы и психических сил, скрытых в человеке. Появилась на свет организация, принесшая нашей соотечественнице мировую известность, хотя правильнее было бы сказать – мировую славу. Но тогда потребуется уточнить – какую?. А это самый трудный вопрос, ответ на который мы постараемся дать в конце нашей статьи. Пока же продолжим изучение “глагольной” части жизни Е.П.Блаватской. Хотя Теософское Общество (в дальнейшем – ТО) было детищем Е.П.Б. – последние годы её жизни неразрывно связаны именно с ним – мы не будем подробно рассматривать все перепетии его становления, расцвета, “переделов” сфер влияния внутри ТО. Это требует отдельного исследования, которое займёт не один десяток, а то и сотню страниц. Нас интересует лишь та часть истории ТО, которая оказала влияние на судьбу Е.П.Б. В первую очередь напрашивается к рассмотрению один факт. Сразу после приезда в Америку в 1873 году, Блаватская подала заявление в Верховный суд о принятии американского гражданства. Получить его она могла, лишь спустя пять лет после проживания в США, – таков закон. ТО основано в 1875году, а в 1878-м, сразу после получения гражданства, Блаватская отбывает в Индию. Таким образом получается, что она приехала в Америку с двойной целью – основать первую теософическую организацию и получить гражданство, которое позволит ей свободно находиться на территории Англии – в Индии, которая рассматривалась английским правительством как зона возможного конфликта с Россией. В случае, если бы Е.П.Б. прибыла туда как подданная российского Императора, её могли под предлогом шпионажа выдворить за пределы колонии – в середине 70-х годов прошлого века отношения Англии с Россией оставляли желать лучшего. В день получения гражданства Блаватская заявила Олькотту, что они едут в Индию, а оттуда в Англию, где будут созданы ещё два ТО – Индийское и Лондонское отделения. Эта география свидетельствует о том, что создание ТО не было результатом сиюминутного желания, а что его деятельность продумывалась заранее, с перспективой на много лет вперед. Всё же заметим, что деятельность ТО в Америке развивалась достаточно успешно. К движению примкнули, став членами ТО, такие известные личности, как герой гражданской войны генерал-майор Э.Даблдей, инженер и изобретатель (в том числе самосвала) Т.А.Эдисон и даже “дядюшка Сэм” – Сэмюэль Уорд. Успеху теософского движения в немалой степени способствовали статьи сооснователей ТО и, в первую очередь, книга Е.П.Блаватской “Разоблаченная Изида”, работу над которой она начала одновременно с организацией ТО – в 1875 году. К 1877 году книга была закончена. *** По поводу работы над книгой необходимо сказать несколько слов. Дело в том, что сама “технология” её написания, работа с источниками и литературой настолько были необычны и неожиданны, что поверить в реальность тех событий очень трудно, практически невозможно, если бы не конечный результат – сама “Разоблаченная Изида”. Всё то, что мы намерены изложить далее, свидетельствует о качественно новом периоде в духовной жизни Блаватской. Да и сама книга, призванная дать читателям новое понимание процессов, происходящих во Вселенной, – от зарождения Миров до эволюции человека – для самой Е.П.Б. стала учебником. Часть явлений, известных ей ранее, в процессе работы над книгой упорядочились и обрели стройную систему для самой писательницы – это естественный ход вещей; другая часть явлений и фактов была надиктована ей Учителями, что подтверждается не только косвенными фактами – свидетельствами её сподвижника Олькотта или тётки Н.А.Фадеевой, но и самой Еленой Петровной и, в определенной мере, стали для нее самой уроками оккультизма. “Внучка профессора, Корсон-Коуд (в доме которого Е.П.Б. работала над “Разоблаченной Изидой” – И.К.), вспоминает, что её дед не мог понять, откуда Е.П.Б. берет приводимые ею цифры и даты, пока не обнаружил вскоре, что пишет тонкая смуглая рука индуса, появлявшаяся над столом и быстро набрасывавшая необходимые ей данные. При проверке эти сведения всегда подтверждались. По поводу цитат в Изиде профессор Корсон замечает: “Она сама говорила мне, что записывает их по мере того, как они постепенно возникают перед её глазами на ином уровне объективного существования, что она отчетливо видит страницу книги и нужные ей отрывки и просто переводит увиденное на английский... Те сотни книг, которые она цитировала, определенно были не из моей библиотеки, многих из них в Америке было не найти, некоторые и в Европе чрезвычайно редки и труднодоступны. Если бы она цитировала по памяти, это было бы ещё большим чудом, чем такое переписывание из эфира. Факты говорят о чуде, и объяснение их не может не озадачить ординарное сознание” [4]. Мы не беремся комментировать процитированный абзац, сказанное в нем выходит за рамки привычного восприятия действительности. Но другого объяснения тому, как были написаны такие два тома, у нас нет. Приведённые в них цитаты из доступных книг проверяли неоднократно как друзья Е.П.Б., так и враги. В точности их нет сомнений. Комментарий же к ним мог бы быть предметом обсуждения, но оппонент должен бы был владеть фактическим материалом так же, по крайней мере, как им владела Е.П.Б. Серьезных критиков на сегодняшний день нет. Нам придется принять объяснения “всезнайства” Е.П.Блаватской. Забегая немного вперед скажем, что по свидетельствам очевидцев, таким же образом была написана и “Тайная Доктрина” – труд ещё более глубокий по части анализа. В качестве источника в нём берется никому не известная, никем не виденная тибетская “Книга Дзиан”. Способность работать с книгами, существующими объективно, тексты которых можно проверить, но которых в момент цитирования у Е.П.Б. не было под рукой, – факт. Из этого можно сделать предположение, что “Тайная Доктрина” – вещь, написанная на основе реально существующего источника. Даже если вся она – плод фантазии одного человека, над этим стоит задуматься. Масштабность идей, законченность теоретических построений характеризуют нам автора как личность незаурядную, рядом с которой Эйнштейн, Ньютон, Жюль Верн и Герберт Уэлс – в лучшем случае, старшеклассники. Многие из пророчеств (или предположений – как хотите) были подтверждены уже через несколько лет. Среди них – открытие Х-лучей Рентгеном, радиоактивных материалов Кюри, радио Поповым, энергии атома и т.д. *** Содержание духовного этапа с 1873 года, как видим, сводится к тому, что овладев определенными знаниями, возбудив вокруг себя некие энергетические поля, которые позволили непонятным для нас сущностям проявить себя в нашем мире, Блаватская научилась управлять ими, подчинив их своей воле или каким-либо другим способом, и она перешла к проповеднической деятельности, стремясь объяснить всем заинтересованным в постижении этих явлений, как это происходит. Понятно, что внешнее сопротивление, которое она встретила как со стороны церковников, так и со стороны материалистов и учёных ортодоксов, не могли заставить её отступить, прекратить жить так, как она жила, стремиться к тому, к чему она стремилась всю свою жизнь. Думается, что именно то состояние, в котором находилась Е.П.Блаватская в этот период, и называется духовностью – тем, к чему стремятся многие религиозные люди на Земле. Но мало кто сможет объяснить внятно – что такое духовность? Этим как раз и занималась Е.П.Б. Объяснить такие вещи крайне тяжело – существуют стереотипы, навязанные в течение столетий. Возможно, раньше не было такой необходимости в росте духовности людей, ибо борьба за господство одних над другими не грозила планетарной катастрофой, экологический баланс не был так нарушен, как это происходит сейчас. *** В соответствии с планом, в конце 1878 года штаб-квартира ТО переезжает в Бомбей. К этому времени в Индии набирало силу общество “Арья Самадж”, боровшееся за “правильное” прочтение Вед. Отчасти их цели совпадали. На волне религиозного обновления, теософов в Индии встречали толпы поклонников, а саму Блаватскую индусы почитали как индийскую Деву Марию. За считанные годы численность теософов и сочувствующих им выросла до нескольких десятков тысяч человек. Штаб-квартира теософов с 19 декабря 1882 года переезжает в Адьяр близ Мадраса. Е.П. Блаватская и полковник Олькотт непрестанно путешествовали по Индии. Главной целью их поездок были выступления с лекциями как среди англо-индийцев, как тогда называли англичан, проживающих на территории колонии, так и среди коренного населения. Найти себе сторонников среди туземного населения, пусть даже с европеизированным образованием, было не трудно. Кому как не теософам было объяснить великую суть их культуры, показать, что родоначальником европейской науки была именно Индия. Зоной влияния ТО стали все буддийские страны региона – Непал, Бирма, Цейлон и т.д. Даже сегодня, среди просвещенных лам Тибета, можно найти таких, кто припишет мадам Блаватскую к лику святых буддийско-ламаистского пантеона. Тем не менее, Блаватская не принимала официально буддизм, хотя и говорила о том, что её религиозные взгляды ближе, скорее, буддизму, нежели какой-либо другой религиозной системе. Причина тому кроется в наименьшем искажении оригинальных текстов Священных книг буддистов и индуистов, в отличие от христианских. Однако, индийские брамины часто мало чем отличаются от католических священников в своих мирских пристрастиях. В своих статьях и “Разоблаченной Изиде” Е.П.Б. также жестко критиковала браминов, как и католических священников. Впрочем, есть одна религиозная конфессия, которой не пришлось выслушивать упреки от Е.П.Б. Это - Православие. по её мнению лишь оно сохранило зерно истинного учения. “Вы не найдете в этой книге ни одного слова против Русской Православной Церкви, – пишет она 28 октября 1877 года своей тётке Фадеевой. – Вы спросите почему?... В Русской Православной Церкви прочно заложено зерно божественной Истины, только оно зарыто у самого её основания; его нельзя найти на поверхности, оно только в таких ангельских душах, как отец Кирьяк и таких глубоко философских умах, как преподобный Ника” [5]. Формированием отделений в Индии и её ближайшем зарубежье занимался Олькотт, Е.П.Б. же приступила к переработке “Разоблаченной Изиды”. Работа над вторым изданием её переросла в написание самостоятельной книги, получившей вскоре название: “Тайной Доктрины”. *** К 1884 году появилась возможность развить свою деятельность в Европе. Для этого Блаватская в сопровождении группы теософов отправляется в Европу. Первым пунктом остановки был Париж. Несколько месяцев, проведенных здесь, подарили ей, кроме прикосновения к волшебной Франции и встреч с бывшими соотечественниками, среди которых был и известный в ту пору писатель-мистик Всеволод Соловьев, ещё и первые публичные скандалы. Порыв бури над “островом” ТО пришелся на 1884 год. В это время Е.П.Б. жила в Европе. Из Индии, ещё в 1882 году, среди других членов общества приехал некий индус, Мохини, ученик одного из Учителей. Неотразимый красавец, он разбил не одно женское сердце, но требования послушничества удерживали его от сладкого пути Донжуана. Не без помощи Всеволода Сергеевича Соловьева поднялся скандал, сутью которого было то, что индусский послушник, якобы, “сломался”. Попав в прессу, история бросила тень на ТО, которое, хотя и не проповедовало аскетизм (это было личным делом каждого теософа), но отношения между его членами должны были быть в рамках приличия. Вс.Соловьев стал участником и другого скандала. Причина его – “недоразумение” с переводом письма Е.П.Б. с русского на французский, куда “закралась” смысловая ошибка. Из перевода следовало, что Блаватская готова отречься от всего, что проповедовала предыдущие семь лет. Не желая иметь отношения к скандалам, часть теософов отошли от организации, особенно во Франции, где разворачивались события. Все “шишки” сыпались на голову главного идеолога и духовного лидера движения – Е.П.Блаватскую. Ей приходилось писать опровержения и доказывать необоснованность обвинений. Были выпады и непосредственно против нее самой. *** Картина жизни Е.П.Б. в рассматриваемый нами период будет не полной, если мы не коснемся чуть подробнее взаимоотношений Блаватской с упоминавшимся нами раннее Всеволодом Сергеевичем Соловьевым. На фоне повального увлечения спиритуализмом его произведения о таинственном, необъяснимом, сверхъестественном казались тогда откровениями. Понятно, что оказавшись в одно время с Блаватской в Париже, он не мог не воспользоваться случаем, чтобы познакомиться с известной соотечественницей. О “Разоблаченной Изиде” Вс.Соловьев только слышал – он не знал английского, а перевода на русский или французский тогда ещё не было. То, что увидел Соловьев в маленькой квартирке, где остановилась Е.П.Б., даже в его писательскую голову не приходило. Перемещающиеся по воздуху, материализующиеся предметы, “говорящие” стены, окна, столы, мебель – всё, что находилось рядом, могло простучать ответ на любой вопрос. Все эти чудеса Соловьев описывал в своих письмах, публикуемых в российской прессе, при этом особо оговаривал, что он находился в полной памяти, о состоянии гипноза не могло быть и речи. Вполне естественно желание человека, считавшего себя сведущим в подобных тайнах в силу того, что он писал о них в своих романах и рассказах, стать ещё и “всемогущим”, как г-жа Блаватская. Надо было лишь выудить у нее несколько секретов волшебства. Но в ответ он получает категорический отказ – надо быть подготовленным. Кто же может быть подготовлен более, чем он, уважаемый всеми писатель! Примерно так, по всей видимости, рассуждал Всеволод Сергеевич, домогаясь от Блаватской раскрытия оккультных тайн. Очевидно, видя истинные движения души писателя, Блаватская отказывается даже от того, чтобы принять его в ученики. Правда, сама Блаватская говорит о том, что принимать Соловьева ей запретил Учитель. [6] После всего этого, что остается человеку с амбициями? Написать пасквиль. И в русской прессе появляется статья под названием “Современная жрица Изиды” [7], вышедшая в скором времени отдельной книгой. Произошло это сразу после смерти Е.П.Блаватской. При её жизни Вс.Соловьев мог вести только мелкие интриги, тщетно пытаясь рассорить Блаватскую с её родными. Но, как это обычно бывает, и в этот раз правда восторжествовала – пасквиль разоблачил самого автора. Сопоставление фактов, о которых Соловьев говорит в книге между собой, сопоставление этих фактов с письмами, написанными им самим за несколько лет до этого и опубликованными в российских газетах, а потом ответная статья В.П.Желиховской – сестры Блаватской - даже самого предвзятого сторонника Соловьева заставляют, по крайней мере, усомниться в порядочности автора этой книги. Но, как это ни странно, именно его оценки Блаватской, спустя десятилетия, стали полуофициальной точкой зрения на деятельность Елены Петровны. Официально никто – ни деятели культуры, ни деятели науки, ни деятели церкви не высказывались о заслугах Блаватской. Почти на сто лет Соловьев “запрограммировал” общественное мнение. Подавляющее большинство образованных людей, несмотря на слабость обвинения воспользовались случаем “принять за основу” точку зрения Соловьева на деятельность и оценку характера Елены Петровны Блаватской. Тем более, что для составления собственного мнения о трудах Блаватской необходимо было, как минимум, свободно владеть английским и обладать достаточно сильным желанием разобраться в том, что там написано – чтение “Разоблаченной Изиды” или “Тайной Доктрины” никак нельзя сравнить с чтением приключенческого романа – потребуются и терпение, и хотя бы среднее образование, чтобы, осилив 1500 страниц, ещё и понять их суть. *** В декабре 1885 года, в Лондоне, Обществом психических исследований (сокращенно – ОПИ) был опубликован “Отчет комиссии, назначенной для исследования феноменов Теософского Общества”. Подытоживая “заявление и выводы комиссии”, занимавшейся данным вопросом, члены комиссии пишут, что г-жа Блаватская “заслуживает того, чтобы навсегда войти в историю в качестве одной из самых искусных, изобретательных и интересных мошенниц ” [8]. Спустя сто лет (!) – в 1986 году ОПИ выпустило пресскоммюнике, предназначенное для газет и ведущих журналов Великобритании, Канады и США, где заявлено, что: ”Согласно новейшим исследованиям, госпожа Блаватская, соосновательница Теософского Общества, была осуждена несправедливо”. Для советского ученого в 1986 году это коммюнике было пустым звуком, а “Отчет” 1885 года – просто не существовал, так как само имя Елены Петровны Блаватской (Е.П.Б.) малоизвестно, и все, что имело хоть какое-то отношение к ней, недоступно рядовому исследователю. Тем не менее, эти публикации имеют самое непосредственное отношение к российской истории ХIХ века... Дело в том, что ОПИ, на основании документов, представленных экономкой Е.П.Б. в её доме в Адьяре, госпожей Куломб, выдвинуло обвинение против Блаватской в мошенничестве. На самом деле, за фабрикацию этих обвинений и писем, чета Куломб получила кругленькую сумму. Супруг Куломб, искусный чертежник и столяр, подделав почерк Блаватской, написал несколько писем, из которых следовало, что Блаватская готовила свой “фокусы” заранее, с целью убедить простодушных теософов в своей силе и недюжинных способностях, а также сделал, в отсутствие Блаватской, несколько потайных хранилищ для “материализации” предметов. “Следователь” из ОПИ не удосужился опросить всех свидетелей, не позволил самой Блаватской дать объяснения по поводу выдвинутых против нее обвинений. Естественно, публикация отчета основательно уменьшила ряды теософов. Их влияние в Европе сильно пошатнулось. Мода на теософию в интеллектуальных кругах пошла на спад. Что же было на самом деле? Летом 1884 года в районе Кушки произошли движения российских войск. К этому моменту влияние Е.П.Б. в Индии было велико. Тогда представители английского правительства хорошо это понимали. Но Блаватская однозначно была против власти российских чиновников в Индии. Она, внучка российского высокопоставленного чиновника, слишком хорошо понимала, чем русское владычество здесь может закончится. Она открыто говорила об этом, и эта её точка зрения стала известна широкой публике, в том числе в России, о чем Блаватская очень сожалела, ибо боялась обвинений в непатриотизме. И всё же, над Блаватской со стороны других патриотов – английских – нависли тучи клеветы. Старое правило политики – не бывает плохих методов избавления от противника, тем более, если он не в состоянии защитить себя. Странно, но главное обвинение Блаватской было даже не в мошенничестве, а в … шпионаже против Англии в пользу России. *** В своей периодизации духовной биографии мы обозначили последний период 1873–1888 годами. Как уже говорилось, 1873 год – год начала практического применения полученных знаний и умений. К 1888 году наступил, как нам кажется, качественно новый этап в духовной биографии Е.П.Блаватской – духовная зрелость. Основанием к такому заключению служат примерно 1500 страниц “Тайной Доктрины”. Если “Разоблаченная Изида” – это развенчание старых идеалов, то “Тайная Доктрина” – принципиально новая концепция взгляда на мир. Невозможно себе представить, чтобы нечто подобное появилось раньше. Но и электричество, и радиоволны, и миллиарды звезд, и все элементы таблицы Менделеева существуют с начала мира. Если “Разоблаченная Изида” – это бой священнослужителям всех вероисповеданий - от шаманизма до буддизма, бой материалистам, атеистам, ученым-догматикам, то “Тайная Доктрина” нацелена на созидание нового сознания, нового мировоззрения, достойного человека, стремящегося к Истине, а не к призраку власти над подобными себе или над природой. Мы можем верить или не верить в откровения Блаватской, но если мы хотим постигать, мы обязаны, как минимум, задуматься над содержанием этого учения – таков долг ученого. Стоит обратить внимание на то, что “Тайная Доктрина”, в отличие от большинства философских учений конца прошлого века, не рассматривала социально-политические аспекты бытия. Картина мира в ней построена на законах природы, тем не менее, это самая мирная и социально уравновешенная философская теория. Принципы, к достижению которых многие социально-политические течения призывали идти через разные формы насилия, органично вытекали из самого подхода к назначению человека, из смысла его жизни – движению к духовности. Отказ от политических лозунгов, от претензии на обладание властью, снимали социальное напряжение. Можно проводить анализ этой доктрины более или менее тщательно, можно сравнивать её с той или иной философской школой, искать, в каком месте она оригинальна, а где повторяет уже существовавшие теории, но это уже тема других работ. В рамках же нашей работы мы укажем лишь на то, что в 1888 году Елена Петровна Блаватская перешла от критики уже существовавших мнений в области религии и науки, от попыток привлечь внимание к проблеме психофизических явлений к проповеди принципиально нового учения, способного примирить самые сложные противоречия в религии и науке, дать новое понимание исторического процесса, назначения человека, указать на ряд явлений, которые в недалеком будущем будут влиять на развитие человечества, свидетелями чего мы все сегодня являемся. Самые известные и талантливые ученые-естественники, ученые в области точных наук всё чаще и чаще ныне приходят к тому, что в основе всех явлений лежит некая сила, которую можно назвать законом, а можно попытаться соотнести её суть с религиозными догматами. Как бы там ни было, мы подошли к финальной точке духовной биографии Елены Петровны Блаватской. Но не таков путь её глагольной биографии. Победы над медуимами не означали её триумфа в мире людей, далеких от понятных ей истин. *** Мы подошли к финальной фазе жизни Е.П.Блаватской. С одной стороны, можно констатировать то, что люди, далекие от философских проблем, восприняли Отчет ОПИ с некоторым разочарованием из-за того, что окончилась очередная сказка, державшая в напряжении их внимание на протяжении нескольких лет. Жажда сенсации – вот что было движущей силой популярности Блаватской среди основной массы читателей мировых газет. Их интерес к вопросам мироздания, на поверку, оказался весьма поверхностным. С другой стороны, очевидно, что поклонники Блаватской всё равно появляются, и их вера в нее не может быть поколеблена трюками политических интриганов. Лучшим примером тому может служить приход в ТО Анны Безант, в последствии лидера движения теософов, а до прихода в ТО – социалистки, стремящейся “до основания, а затем...”. Она, как человек честный, получила от редактора газеты, в которой работала задание – написать рецензию на книгу Блаватской. В отличие от подавляющего числа “рецензентов”, она её прочитала, и с последней страницей книги у Блаватской появился новый поклонник, беззаветно преданный теософии. Действительно, поражает то, что большинство откликов на труды Блаватской – в первую очередь, на такие принципиальные и сложные, как “Разоблаченная Изида” и “Тайная Доктрина”, написаны людьми, которые осилили 15–20 страниц. Если человек сумел найти в себе силы ознакомиться целиком с этим произведением, это означало, что появился новый теософ. Но таких было всё меньше и меньше. “Просвещенное” человечество, к сожалению, живет чужим умом – в библиотеке ОПИ, спустя сто лет, в Отчете, о котором мы говорили, даже не все страницы были разрезаны! Вот так формируется общественное мнение. А Елена Петровна, между тем, перенеся тяжелейшую болезнь зимой 1885 года, вынуждена была покинуть гостеприимную Индию и отправиться в Европу. В марте 1885 года она навсегда покидает любимую страну. Германия, страна её предков, становится местом, где написана большая часть “Тайной Доктрины”. Неукротимая мадам Блаватская, не взирая на проблемы, которые появились из-за Отчета, продолжает не только писать, но и создает в Лондоне ложу Блаватской. Рядом с ней остались действительно преданные люди. И, хотя в ТО наметился раскол, она стремится успеть оградить главное дело своей жизни от нечистоплотных и амбициозных деятелей от теософии. В 1887 году начинается издание журнала “Люцифер”, органа ложи Блаватской, которая должна была стать противопоставлением “заигравшимся” деятелям Лондонской ложи. Продолжая обороняться и предчувствуя скорый свой уход, она создает Эзотерическую секцию, цель которой – сохранить суть учения, предохранить его зерно от профанации непонимающими, непосвященными, страдающими леностью ума. 1888 год – год окончания работы над “Тайной Доктриной”. Свидетельством тому, что ТО не погибло, а напротив, продолжает жить и развиваться, служит тот факт, что в 1890 году в Лондоне была основана европейская штаб-квартира Теософского общества. 8 мая 1891 года Елена Петровна Блаватская, урожденная Ган-Ган фон Роттенштерн-Ган, скончалась. Прах её (кремация состоялась в графстве Суррей, Англия) был поделен на три части: одна осталась в Англии, другая отправлена в Индию, которой принадлежало сердце усопшей, а третья отправилась за океан в Америку, в страну, чьей приемной дочерью она стала. Список литературы:
|