Биографические материалы


Елена Петровна Блаватская

Краткий очерк жизни и творчества

Борис Цырков*

Елена Петровна Блаватская, основательница современного Теософского движения, родилась в Екатеринославе, городе на Днепре, 31-го июля 1831 г. по юлианскому, или так называемому старому стилю, который тогда был принят в России. По григорианскому календарю дата её рождения приходится на 12-е августа. Её родителями были полковник Пётр Алексеевич фон Ган и Елена Андреевна Ган, урождённая Фадеева, известная романистка, умершая совсем молодой. Её бабушкой с материнской стороны была княгиня Елена Павловна Долгорукая; женщина в высшей степени одарённая, она была известна своими научными трудами. По линии бабушки родословная Блаватской восходит к княжескому роду Рюриковичей, предки её со стороны отца принадлежали к Макленбургскому графскому роду Hahn von Rottenstern-Hahn. Рано осиротевшая Елена воспитывается в доме бабушки и дедушки по матери.

Елена была необыкновенным ребёнком и рано стала ощущать, что отличается от окружающих. Своими незаурядными психическими способностями она изумляла домашних и друзей. Крайне своевольная, Елена не признавала никаких авторитетов, однако была наделена очень чуткой натурой и самыми разнообразными дарованиями. У неё были блестящие способности к языкам, она превосходно играла на фортепиано и рисовала, кроме того, была отважной наездницей, бесстрашно совершавшей верховые прогулки на полуобъезженных лошадях, — она вообще необыкновенно тонко чувствовала природу. Ещё в детстве она начала сознавать, что её жизнь станет каким-то высоким служением, что ею руководят, её оберегают.

Елене было всего восемнадцать, когда она вышла замуж за немолодого уже Никифора Васильевича Блаватского, назначенного незадолго до свадьбы вице-губернатором Эривани; поступок этот в действительности был продиктован желанием обрести полную независимость. Она никогда не воспринимала своё замужество всерьёз, этот брак так и остался фиктивным. Через несколько месяцев она бежит из дома и путешествует по Турции, Египту и Греции, живя на деньги, которые ей присылает отец. В 1851 г., когда ей исполняется двадцать лет, в Лондоне она встречает того, кого знает по своим детским видениям — Посвящённого с Востока, из раджпутов, Учителя Морию, или М. — под этим именем он стал впоследствии известен среди теософов. Он поведал Елене о том, что ей предстоит совершить, и с этого момента она полностью принимает его руководство — и на пути внутреннего оккультного совершенствования, и во внешней деятельности.

Вскоре после этой встречи она садится на пароход, который отплывает в Канаду, чтобы совершить полное приключений путешествие по США, Мексике, Южной Америке и островам Вест-Индии, а в следующем, 1852 году, уже спешит в Индию, — мимо мыса Доброй Надежды и через Цейлон. Её первая попытка проникнуть в Тибет кончается неудачей. В 1853 г. она возвращается в Англию, успев побывать ещё и на Яве. Следующим летом она снова едет в Америку и с караваном переселенцев совершает переход через Скалистые горы. В конце 1855 г. она вновь отправляется в Индию, посетив по дороге Японию и британскую колонию Стрейтс-Сетлментс. И вот теперь ей, наконец, удаётся проникнуть в Тибет через Кашмир и Ладакх, где под руководством Учителя она проходит определённые этапы своей оккультной подготовки. В 1858 г. она возвращается в Европу, посещает Францию и Германию, далее едет на родину, в Россию, неожиданно объявившись в своём семействе на Рождество, а потом некоторое время гостит у сестры во Пскове. С 1860 по 1863 гг. она странствует по Кавказу, переживая очень мучительный духовный и физический кризис, и обретает в итоге полный контроль над своими оккультными способностями. Осенью 1863 г. она снова покидает Россию и много путешествует по Балканам, Египту, Сирии и Италии. Не исключено, что тогда же она ещё раз проникает в Тибет, но для прочего мира все её передвижения этого периода сокрыты завесой тайны. В 1870 г. она возвращается в Грецию, оттуда плывёт в Египет и терпит кораблекрушение близ острова Спеце, но её спасают; затем она добирается до Каира, где основывает Societe Spirite, которое, однако, вскоре распадается. Далее она странствует по Ближнему Востоку и в 1872 г. на короткое время возвращается к своим родным в Одессу. Весной 1873 г. по указанию Учителя она едет в Париж, а затем и в Нью-Йорк; 7 июля 1873 г. она сходит на американский берег. Примерно к этому же времени относится начало её общественной деятельности.

В ту пору Блаватской исполняется сорок два года, она наделена многими, самыми невероятными психическими и оккультными способностями, которые целиком подчиняются её контролю. Как позднее отмечают Махатмы, обучавшие её, она была лучшим из доступных инструментом для осуществления задуманной ими работы — представить миру в новой форме, хотя и в общих чертах, древнюю Теософию, “Знание, которое накапливалось веками, которое уточнялось и выверялось многими поколениями мудрецов...”, это родительское древо истины, имевшее многочисленные ветви и побеги в виде религий, больших и малых. В задачу Блаватской входило, с одной стороны, бросить вызов укоренившимся представлениям и догмам скомпрометировавшей себя теологии, и, с другой, — оспорить не менее догматические воззрения науки своего времени. Правда, к тому моменту в этом двойном ряду фортификаций уже была пробита брешь. И произошло это благодаря спиритизму, который захлестнул тогда всю Америку. Как говорила сама Е.П. Блаватская: "Я была послана доказать реальность существования феноменов и выявить ошибочность спиритической теории относительно духов".

Вскоре после прибытия в Нью-Йорк Е. П. Б. обретает истинного друга и помощника в лице полковника Генри Стила Олкотта, юриста, человека высоких нравственных достоинств, который приобрёл известность в годы Гражданской войны благодаря своей безупречной службе. К ним примыкает Уильям Куон Джадж, молодой ирландский адвокат, сыгравший впоследствии выдающуюся роль в Теософском движении. 7-го сентября 1875 г. преимущественно стараниями Блаватской, Олкотта и Джаджа, а также ещё нескольких человек, была создана организация, которую нарекли Теософским обществом, так как перед ним ставилась цель содействовать распространению древних учений Теософии, или той Мудрости в делах Божественных, которая послужила духовной основой для многих великих философских систем прошлого, таких как неоплатонизм, гностицизм и античные школы мистерий. 17 ноября 1875 президент-основатель полковник Олкотт официально известил о создании Общества, и с тех пор эту дату принято считать днём его основания. Провозгласив целью Общества “собирание и распространение знаний о законах, управляющих Вселенной”, Основатели вскоре изложили задачи более детально; и, претерпев лишь несколько незначительных редакционных поправок, они остаются всё теми же:

1. Создание ядра Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.

2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки.

3. Исследование необъяснённых законов Природы и сил, сокрытых в человеке.

В сентябре 1877 г. в нью-йоркском издательстве J.W.Bouton'a вышел в свет первый монументальный труд Е. П. Блаватской “Разоблачённая Исида”, и первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней, оказав мощное воздействие на умы читающей и мыслящей публики. По мнению нью-йоркской “The Herald Tribune”, книга явилась одним из “выдающихся и интереснейших творений века”, другие газеты и журналы высказались в таком же духе. Очертив предмет оккультных наук и историю их развития, “Разоблачённая Исида” раскрывает природу и происхождение магии, корни христианства, ошибки богословия и заблуждения признанных научных авторитетов, трактуя их в свете тех тайных учений, которые золотой нитью проходят через века, проявляясь время от времени в виде различных мистических движений. Сегодня этот труд столь же актуален, как и в те дни, когда он впервые увидел свет, и всё так же велика потребность в его новых изданиях.

8 июля 1878 г. Е. П. Блаватская стала первой русской женщиной, принявшей американское гражданство, и это событие широко освещалось в печати.

В декабре того же года Е. П. Блаватская и полковник Олкотт отбывают через Англию в Бомбей, в Индию, где в феврале 1979 г. устраивают штаб-квартиру Общества. Вскоре с ними знакомится Алфред Перси Синнетт — в то время редактор правительственной аллахабадской газеты The Pioneer. Это знакомство оказалось чрезвычайно важным. В сентябре-октябре 1880 г. Е.П.Б. и Олкотт посетили дом А.П.Синнетта и его супруги Пейшенс в Симле, в северной Индии. Синнетт всерьёз заинтересовался учением Теософского движения и его деятельностью, вследствие чего Е. П. Блаватская дала согласие на попытку установить контакт посредством переписки между ним и двумя Адептами, оказывавшими содействие Движению — Учителем Морией и Учителем Кут Хуми. Переписка продолжалась с 1880 по 1884 гг., и многочисленные ответы этих Мудрецов на вопросы Синнетта и другого англичанина, А. О. Хьюма, были впоследствии опубликованы в виде книги под названием The Mahatma Letters to A. P. Sinnett (Письма Махатм к А.П.Синнетту), London, 1923. Оригиналы писем Учителей хранятся в Британском музее как большая ценность, но к ним можно получить доступ с особого разрешения Отдела редких рукописей.

Посетив многие города и селения Индии, основатели возвращаются в Бомбей и в октябре 1879 г. приступают к изданию первого теософского журнала The Theosophist (выходящего по сей день), редактором которого становится Е. П. Блаватская. В это время Общество быстро расширяется, к нему примыкает ряд выдающихся людей из Индии и других стран. В мае 1880 г. основатели едут на Цейлон, где полковник Олкотт начинает работу по возрождению буддизма в этой стране. Они оба принимают “pancha sila” [Пять добродетелей совершенства], то есть официально становятся буддистами, — факт, который Олькотт впоследствии объяснил как “формальное подтверждение наших давних убеждений”. В мае 1882 г. в Адьяре, близ Мадраса, было куплено поместье, куда в конце года переезжает штаб-квартира Общества. Адьяр вскоре становится центром всемирной деятельности, и основатели вместе с небольшой группой соратников отдаются ей целиком. Предпринимаются поездки в самые отдалённые районы Индии, основываются Филиалы, принимаются посетители, ведётся обширнейшая переписка, готовятся к публикации в основанном незадолго до этого теософском журнале ценнейшие научные материалы. Эти труды преследовали цель пробудить в индусах интерес к тем духовным ценностям, которые заключали в себе древние Священные Писания их родины.

В этот период полковник Олкотт занимался очень популярным месмерическим лечением больных. В феврале 1884 г. он отбывает в Лондон с петицией к Британскому правительству от буддистов Цейлона. Е. П. Блаватская, состояние здоровья которой в это время резко ухудшилось, едет в Европу вместе с ним. После почти пятимесячного пребывания в Париже и Лондоне осенью она поселяется в Германии, в Эльберфельде, у семьи Гебхардов, и с головой уходит в работу над “Тайной Доктриной”.

Между тем в Адьяре готовится заговор, в котором участвуют двое слуг Е.П. Б., Алексис и Эмма Куломбы. В конце декабря Е.П. Б. возвращается в Адьяр, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией. Она намерена предъявить судебный иск супругам Куломбам за грубую клевету о якобы мошенническом характере производимых ею феноменов. Однако другие члены, стоящие во главе Общества, по разным причинам решают не предавать это дело огласке, и Е.П. Б., не добившись справедливости, в марте 1885 г. уезжает в Европу, чтобы уже никогда не вернуться в Индию.

Как выяснилось впоследствии, всё это “дело” было целиком состряпано иезуитами, ненавидевшими и Общество, и Е. П. Б. Обвинения были построены на поддельных, частично и полностью, письмах, написанных якобы Е.П. Блаватской и содержавших указания относительно подготовки всевозможных фальшивых феноменов, — письмах, с которыми непредвзятым исследователям не дозволили ознакомиться. Журнал христианских миссионеров в Мадрасе публиковал наиболее компрометирующие отрывки из этих писем.

Тем временем Лондонское общество психических исследований (ОПИ) созвало специальный комитет для расследования заявлений Е. П. Блаватской. Затем, в декабре 1884 г., в Индию прибыл Ричард Ходжсон, член комитета ОПИ, чтобы провести опрос и сделать доклад относительно выдвинутых Куломбами обвинений. Основываясь на результатах расследования Ходжсона, комитет ОПИ в своём окончательном докладе в декабре 1885 г. заклеймил Е. П. Блаватскую как “одного из совершеннейших, гениальнейших и интереснейших мошенников в истории”. Ходжсон также обвинил Е. П. Б. в шпионаже в пользу России. Этот доклад ОПИ-Ходжсона впоследствии стал основой для дальнейших нападок на Е. П. Б. в связи с её якобы нечестностью, несуществованием её Учителей и отсутствием всякой ценности Теософии. (Обвинения Ходжсона были проанализированы и опровергнуты в 1963 г.Эдли Уотерманом в работе “Некролог: доклад Ходжсона о г-же Блаватской”.)

В конце концов все эти злобные нападки весьма неблагоприятно отразились на здоровье Е. П. Блаватской. В августе 1885 г. она поселяется в Вюрцбурге, Германия, в июле 1886 г. перебирается в Остенде, Белигия, а в мае 1887 г. по приглашению английских теософов переезжает в Лондон, в маленький дом в Верхнем Норвуде. После её прибытия в Англию теософская деятельность здесь быстро начала расширяться. Была основана Ложа Блаватской и началось распространение теософских идей.

Так как Е.П. Блаватская к тому времени фактически утратила всякий контроль над своим первым журналом The Theosophist, то в сентябре 1887 г. она основывает в Лондоне ежемесячный журнал Lucifer, который, как гласит надпись на его титульном листе, был задуман, чтобы “пролить свет на сокрытое во тьме”. В том же месяце Е. П. Б. поменяла лондонский адрес на Холланд-парк, Лэнсдаун Роуд 17.

Не обращая внимания на своё вконец пошатнувшееся здоровье и всяческие злоключения, она всё так же упорно работает над своим великим трудом; он был завершён и опубликован в двух больших томах в октябре 1888 г. Помогали Блаватской Бертрам Китли и д-р Арчибалд Китли, они переписывали и редактировали рукописи, они же и финансировали издание. “Тайная Доктрина” венчает литературную деятельность Е. П. Блаватской, это эпохальное творение только теперь начинает обретать признание выдающихся умов современности, и не приходится сомневаться в том, что в двадцать первом веке оно встретит ещё больший отклик и получит самую высокую оценку.

“Тайная Доктрина” была сияющей вершиной литературной деятельности Е.П.Блаватской. Основу “Тайной Доктрины” составляют станцы, переведённые из сокровенной “Книги Дзиан” с комментариями и пояснениями Е. П. Б. Также в книге подробно рассматривается фундаментальная символика, используемая великими религиями и мифологиями мира. В первом томе речь идёт об образовании Вселенной. Второй том рассматривает происхождение и эволюцию человечества.

В октябре 1888 г. Е. П. Блаватская основывает Эзотерическую секцию, для более глубокого изучения Эзотерической философии, и пишет Наставления для тех, кто занимался в ней.

В октябре 1990 г. Европейская штаб-квартира Общества обосновывается в Лондоне, Сент-Джонз-Вуд, на Авеню-Роуд 19, и здесь Е.П. Б. пишет Ключ к Теософии, “ясное изложение (в виде вопросов и ответов) Этики, Науки и Философии, для изучения которых и было основано Теософское общество”; Голос Безмолвия, жемчужину мистической теософской литературы, произведение, в которое вошли переводы избранных отрывков из священной восточной Книги золотых правил, которую она выучила наизусть за время своего оккультного обучения в Тибете.

Е. П. Блаватская скончалась 8 мая 1891 г. во время эпидемии гриппа, которая в те дни свирепствовала в Англии; её останки были преданы сожжению в Уокингском крематории в Сёррее.

Непредвзятое знакомство с жизнью Е.П. Б., её трудами, беззаветным служением Истине, её духовными способностями и достижениями раскрывает перед нами величественный облик женщины, которая по праву считается одним из величайших адептов в истории западной цивилизации, прямым посланником Транс-Гималайского Братства.


 * Цырков Борис Михайлович (1902-1981). Внучатый племянник Е.П.Б.; редактор-составитель Собра-ния сочинений Е.П.Блаватской. Данная статья была написана в 1968 г. для теософского журнала Theosophia (Калифорния, США), редактором которого он являлся с 1944 г.


К началу | Биографические материалы