Глава 13

Девакхан

Выяснив, что сразу за порогом жизни человека есть “место” разделения, где лучшая часть отделяется от низших, животных элементов, мы приходим к заключению, что в посмертном состоянии находится наше истинное я, бессмертное Эго, которое путешествует из жизни в жизнь. Освободившись от физического тела, истинный человек попадает в состояние камалока, чистилище, где в борьбе он освобождается от своих низших скандх. Родившись в новое состояние, его высшие принципы атма-буддхи-манас начинают “думать” по-другому, чем при жизни, в присутствии физического тела и мозга. На языке Санскрит это состояние называется дэвакхан. Буквально оно означает “место богов”, место, где душа наслаждается полным счастьем. У богов нет тела, и подобно им, высшее я лишено смертного тела в дэвакхане. В древних книгах сказано, что это состояние продолжается неисчислимое количество лет, или длится пропорционально тому, сколько заслужено индивидуумом. И когда ментальные силы, специфические для этого состояния, израсходованы, сущность снова испытывает влечение к рождению в мире смертных. Таким образом, дэвакхан - это промежуток между рождениями в этом мире. Закон Кармы, который заставляет нас всех вступать в этот мир, действует беспрестанно и сфера его воздействия неограниченна, включая тех, кто находится в состоянии дэвакхана. Именно благодаря воздействию этого закона мы покидаем дэвакхан, чтобы родиться вновь. Можно представить, как непрерывно действующее и неизменное атмосферное давление давит или разрушает все, что находится под его воздействием, если нет компенсирующего давления соответствующей силы. Карма индивидуума - это атмосферное давление, и она постоянно заставляет его менять одно состояние сознания на другое. Компенсирующее давление - это мысли и стремления индивидуума в течение жизни, которые, пока они есть, удерживают его в дэвакхане. Когда же они израсходованы, нет больше силы, способной остановить исполнение нами созданной для себя судьбы.

Неизбежность этого посмертного состояния вытекает из необходимости эволюционного развития разума и души. Сама природа Манаса требует перехода высшего я в дэвакхан сразу же после того, как тело отделилось, поскольку ослабляются узы, налагаемые на разум физической и астральной оболочками. Во время жизни мы только частично можем реализовать наши постоянно возникающие мысли. Еще меньше мы можем расходовать психические энергии, вызываемые каждодневными стремлениями и мечтами. Порожденная таким путем энергия не теряется и не исчезает, а сохраняется в Манасе, но физическое тело, мозг и астральное тело не позволяют этой энергии реализоваться в полной мере. Следовательно, она сохраняется до смерти, и когда та наступает, эта энергия вырывается из ослабевших материальных связей, мгновенно расширяя возможности Манаса в использовании и развитии мыслительных сил жизни. Причиной, по которой человек не может избежать дэвакхана, является незнание им его собственных сил и способностей. Незнание приводит к иллюзии, и, поскольку Манас не свободен, его собственная энергия, влечет его в дэвакхан. Но, хотя Эго попадает в дэвакхан по причине ментальной иллюзии, весь процесс пребывания в нем служит для восстановления и отдыха, и оказывает на готовящееся к возрождению Эго положительное влияние. Если бы обычный человек сразу же в другом теле вернулся в ту же цивилизацию, которую он только что оставил, его душа была бы обессилена и лишена необходимой возможности для развития своей высшей природы.

Итак, Эго, лишенное смертного тела и камы, находясь в дэвакхане, надевает на себя одежду, которую нельзя назвать телом, но можно назвать инструментом или средством, и в нем оно функционирует в дэвакхане на ментальном плане. И так же, как наш мир реален для нас, мир дэвакхана реален для того, кто там находится. Но теперь ему предоставлена возможность создать для себя свой мир, свободный от трудностей физической жизни. Это состояние можно сравнить с тем, которое испытывает поэт, полностью погруженный в экстаз стихосложения, или художник, поглощенный композицией или сочетанием красок и совершенно забывший о проходящем времени и о существующем вокруг него мире.

Каждый момент нашей жизни мы порождаем что-то, что вызывает ответную реакцию. Существуют только две активные сферы, где ответная реакция может проявиться в действии: объективный мир – тот, в котором мы живем, и субъективный, который есть и здесь и там, где мы пребываем после смерти. Объективная сфера связана с жизнью на земле, с наиболее материальной частью конституции человека, с действиями его физического тела, с его мозговыми функциями, а также, иногда, с его астральным телом. К субъективной сфере относится все, что имеет отношение к его высшей и духовной части. В объективной сфере психические импульсы, высокие склонности и стремления души не изживают себя. Следовательно, они и являются основой, причиной, субстратом и опорой для состояния дэвакхан.

Сколько времени, исчисляемого годами нашей смертной жизни, человек проводит в дэвакхане?

Вопрос здесь идет только о том, что земной человек называет временем, и, конечно, не затрагивает реальный смысл времени, как такового. Речь идет о величине, которая является фактом устройства, существующего в этой солнечной системе, начале, последовательности и продолжительности моментов. Приведенная здесь величина выражается в единицах времени принятых на нашей планете и не соответствует величине, принятой, например, на планете Меркурий. И, конечно, время, в котором живет наша душа, совсем другое. Что касается последнего, то любой человек может наблюдать, что по прошествии многих лет, у него нет истинного представления о прошедшем времени. Он способен только выбрать некоторые случаи, которые могли бы служить ему вехами в представлении о течении времени. Подобно этому, события или времена, слишком неприятные или счастливые, ощущаются для него как случившиеся только вчера. Точно также время ощущается и для тех, кто в дэвакхане. Время для них не существует. Душа, наслаждаясь происходящим, не реагирует на проходящее время; она импровизирует события. А в это время земля движется по солнечной орбите, отмечая проходящие годы для тех, кто живет на ней. В этом нет ничего странного для нас, если вспомнить как в некоторых жизненных ситуациях события, картины, мысли, споры, а также испытанные чувства, включая мелкие детали, пробегают перед нами за одно мгновение. Или, - это хорошо знают те, кто тонул, - события всей жизни в один момент мелькнули перед их мысленным взором. Но, как уже сказано, Эго остается в дэвакхане на время точно пропорциональное психическим импульсам, которые оно создало в течение жизни. Никто из обычных людей не может участвовать в дискуссии о математике души. Только Мастер может сказать, какое время средний человек нашего века проведет на каждом плане сознания. Следовательно, мы должны полагаться на среднюю величину, которую называют Мудрецы, на основании сделанных ими вычислений. Мистер А.П. Синнетт знакомит нас с этими сведениями в “Эзотерическом Буддизме”, говоря, что период пребывания в дэвакхане составляет пятнадцать сотен лет. Но для того, чтобы избежать ложных толкований, те, кто дали ему эти сведения, писали позднее, что это средняя величина, и ее нельзя считать неизменной. И это воистину так, потому что в жизни люди отличаются друг от друга интенсивностью своего мышления. Таким образом, более интенсивное индивидуальное мышление активизирует дэвакхан.

Мастер сказал об этом следующее:

“ Дэвакханический сон длится до тех пор, пока карма не удовлетворит себя в этом направлении. В дэвакхане происходит постепенное расходование психической силы. Длительность пребывание в дэвакхане пропорциональна не использованным психическим импульсам, накопленным в жизни на земле. Сила Танха вскоре вернет на землю тех, чьи действия носили преимущественно материальный характер”. Танха - это желание жизни. Следовательно, для того, чья жизнь была бедна психическими импульсами, характерно иметь слабое основание или силу, способную удерживать его высшие принципы в дэвакхане. Все, что у него есть, это те импульсы, которые возникли в нем в детстве, до того времени, когда его мысли приобрели более материалистический характер. Жажда жизни, выражаемая словом Танха, это притягивающая или магнитная сила, которую содержат скандхи, наследуемые всеми существами. В случае, когда обычная формула не подходит для подсчета, конечный эффект будет зависеть от баланса участвующих сил, от результата действия и противодействия. Материалист подобный тому, о котором говорилось выше, может возвратиться из дэвакхана на землю в другом теле через месяц, израсходовав неистраченные психические силы, оставшиеся в нем с детства. Но так как каждый индивидуум отличается своими особенностями, интенсивностью и количеством мыслей и психических импульсов, то состояние и время пребывания в дэвакхане для всех будет разное. Дэвакханическое состояние тех, чье мышление безнадежно материалистично по своему характеру, будет притупленным или как во сне, потому что в них нет сил, соответствующих этому плану сознания, а те, что есть – очень слабые. Можно прямо сказать, что для них не существует посмертного состояния, если судить о нем как о состоянии сознания. Некоторое время они пребывают в оцепенении, а затем опять живут на земле. Знание о том, каково среднее пребывание в дэвакхане важно, потому что дает нам представление о длительности очень важного человеческого цикла, цикла перевоплощения. На основании этого цикла определяется развитие и возрождение наций, определяются моменты, когда следует ожидать повторения прошлого.

Окраска и тип жизни истинного Эго в дэвакхане зависит во многом от силы и глубины сосредоточения на серии последних перед смертью мыслей. Самые последние моменты могут изменить все последующее. Концентрируя их, сплетая из них целую серию событий и опытов, расширяя их до максимума, душа и разум достигают всего, что было невозможно при жизни. Таким образом, расширяя границы сознания и сплетая узоры из мыслей, сущность переживает свою молодость, расцвет и старение. Интенсивное использование накопленных психических сил приводит к их полному расходу. Если человек вел бесцветную жизнь, его дэвакхан будет бесцветным. Если духовная жизнь была богатой, то дэвакхан будет разнообразным и эффектным. Существование в дэвакхане это не сон, подобно жизненным снам, потому что это следующая ступень существования истинного человека и когда мы там, жизнь на земле кажется нам сном. В этом существовании нет монотонности. Мы соизмеряем всевозможные состояния нашей жизни и опыта, чаще всего, с тем, что знаем по земной жизни, воображая ее реальной. Но жизнь души бесконечна и она не останавливается ни на мгновение. Смерть физического тела - это ни что иное, как переход души в другое место или состояние. Если сказать, что наше тело - это одежда души, то в дэвакхане, одежда души служит ей намного дольше, чем та, что мы носим здесь. В этом состоянии для расходования духовной, моральной и психической энергии требуется больше времени, чем на земле. Если бы молекулы, из которых сформировано физическое тело, не подчинялись основным химическим законам, которые управляют физическим глобусом земли, тогда бы мы могли жить в нашем теле также долго, как живем в дэвакхане. Но тогда душа, вынужденная преодолевать бесконечное напряжение и страдания, не смогла бы выдержать их. Удовольствия превратились бы в боль, а пресыщение в безумие. Поэтому неизменно добрая природа ведет нас в небеса для отдыха, для расцвета всего, что есть в нас лучшего и высокого.

Итак, нельзя считать, что дэвакхан не имеет смысла и бесполезен. “В нем мы отдыхаем; в нем расцветает часть нашей души, не способная расцвести в расхолаживающих небесах земной жизни и возвращается к новой земной жизни более сильной и более близкой к нашей истинной природе, чем раньше. Почему мы не должны испытывать удовлетворения от того, чем Природа по доброте своей помогает нам в бесконечной борьбе, зачем разуму заниматься жалкой персоной, ее нынешней доброй или злой судьбой?”* (Письмо от Махатмы К. Х. Журнал Путь)

Иногда спрашивают, а как же те, кого мы оставили на земле? Можем ли мы, находясь в дэвакхане, видеть их? Фактически мы не видим их, но мы создаем для себя их образы во всей полноте их жизненной объективности, но лишенных всего того, что мы считали их недостатками. Мы живем с ними и видим, как они становятся замечательными и достойными, вместо того, чтобы, как в жизни, быть злыми или плохими. Мать, у которой остался на земле сын-пьяница, в дэвакхане видит его трезвым, хорошим человеком, и аналогично во всех подобных случаях. Родители, ребенок, муж и жена находят своих любимых замечательными, мудрыми людьми. Это необходимо для блага души. Мы можем называть это иллюзией, если хотим, но, как это часто случается в жизни, иллюзия нужна для счастья. И разум, создающий иллюзию, не обманывает. Идея рая - согласно ортодоксальным верованиям построенного по соседству с адом, где ваши заблудшие друзья и родственники переживают бессрочные пытки - несравнима с доктриной дэвакхана. Будучи в дэвакхане сущности могут помочь тем, кто остался на земле. Истинная, чистая и глубокая любовь – это создатель жизни, и она иногда заставляет счастливое дэвакханическое Эго делать добро живущим на земле, не только морально, но и материально. Это возможно согласно оккультному закону, о котором Е.П. Блаватская говорила раньше, не привлекая к этому факту слишком большого внимания, но, утверждая, что такой закон существует.

Последний, требующий рассмотрения вопрос - можем ли мы встретить тех, кто в дэвакхане, или могут ли они встретить нас здесь. Мы не можем встретить их или влиять на них, если мы не Адепты. Заявления медиумов о встречах с духами мертвых не имеют под собой основания, и еще меньше достойны доверия их заявления о способности помочь тем, кто в дэвакхане. Махатма, который достиг всех возможных пределов своих способностей и свободен от иллюзий, может достичь состояния дэвакхана и вступить в контакт с находящимися в нем Эго. Такова одна из их функций. И это единственная школа Апостолов, которая существует после смерти. В дэвакхане они сотрудничают с определенными сущностями с целью освободить их от этого состояния и возвратить на землю для работы на пользу расы. Там они имеют дело с великими и глубокими Эго, у которых не хватило мудрости для преодоления естественных иллюзий дэвакхана. Иногда, сверхчувствительный и чистый медиум тоже попадает в дэвакхан и устанавливает связь с находящимися там Эго. Но это случается очень редко, и, конечно, не имеет места в среде обычных медиумов, работающих за деньги. Но дух никогда не спускается к медиуму. И пропасть между сознанием в дэвакхане и тем, что на земле настолько огромна, что по возвращению из него медиум редко может вспомнить, что он слышал там и кого встретил. Эта пропасть аналогична той, что отделяет дэвакхан от нового рождения и поэтому память обо всем предшествующем рождению полностью стирается.

Дэвакханом заканчивается определенный период активности сил души. Магнитные связи, соединяющие силы души с землей начинают набирать силу. Высшее Эго пробуждается от сна, быстро переносится в новое тело и затем, перед самым рождением, в одно мгновение оно осознает, что привело его в дэвакхан и причины обратного возвращения в жизнь. Зная результат своей прошедшей жизни, оно понимает полную справедливость закона, и, не возражая, принимает крест жизни. Так еще одна душа опять возвращается на землю.


English - текст Глава 13.

Глава 14.

Содержание