Глава 4

Семеричная природа человека

В христианских религиозных кругах распространены две гипотезы о природе человеческого существа. Одна версия лежит в основе христианского учения, а другая - то, как она преподносится верующим. Первая, хотя и не скрывается церковью, но настолько редко обсуждается среди простых верующих, что стала почти секретом для них. Почти каждый говорит, что у него есть душа и тело и ничего больше. Но что такое душа, является ли она истинным, способным оказывать влияние человеком, никогда не обсуждается, поскольку священники полностью берут на себя спасение или осуждение душ верующих. При таком отношении к душе, как к чему-то отличному от них самих, у людей формируется взгляд, что они и их души это не одно и тоже, потому что они потеряли свои души. Это приводит к материалистической тенденции - уделять больше внимания телу, чем душе, оставив “нежную” заботу о последней римско–католическим священникам. Среди сектантов забота о душе чаще всего вообще отодвигается до дня смерти. Но если бы истинное учение было известно, было бы понятно, что забота о душе, истинном я человека, очень важна и требует повседневного внимания. Отсутствие такового может привести к серьезным последствиям, как для души человека, так и для его тела.

Догматическое христианство, которое фактически опирается на учении святого Павла, утверждает, что человек состоит из тела, души и духа. Теологи верят в эту тройственную конституцию человека, но они стараются отвлечь от нее внимание обыкновенных верующих. Подвергнутая внимательному анализу, эта идея могла бы привести к уже однажды принятому ортодоксами, но сейчас считающимся еретическим, взгляду на этот вопрос. Поскольку, если душе отвести место между духом и телом, тут же возникает вопрос: не она ли отвечает за совершенные действия, за которые физическое тело, по своей природе, не может быть ответственно. Признание этого факта ведет к тому, что душа обладает определенными способностями и функциями. От этой позиции уже легко перейти к идее, что душа может быть разумной и неразумной, как когда - то думали греки. А от этого остается всего один шаг к дальнейшим теософским утверждениям. Таким образом, признание идеи тройственности конституции человека, фактически ведет к теософскому учению о ее семеричной структуре, поскольку остальные четыре составляющих можно найти в категориях души и тела, что я и попытаюсь показать позднее. Убеждение в семеричности человека утверждалось очень давно, и любого желающего открыто учили этому, сопровождая объяснения демонстрацией. Но, как и другие теософские положения, это утверждение постепенно исчезло, будучи изъятым на то время, когда на востоке Европы моральные нормы деградировали, а материализм, вместе со своим двойником – скептицизмом, достигли полного расцвета. С этого времени христианство единолично представляло свою догму о теле, душе и духе. Причина, которая объясняет сокрытие истинной идеи прежде и ее возрождение в этом веке, достаточно хорошо изложена Е.П. Блаватской в “Тайной Доктрине”. В ответе на вопрос: “мы не можем понять, какая опасность могла возникнуть, если бы такая чисто философская доктрина, как эволюция планетной цепи, была обнародована”, она говорит:

Опасность состояла в следующем: Такие доктрины, как “планетная цепь” или “семь рас” сразу же дают ключ к пониманию семеричной природы человека, поскольку каждый принцип соответствует плану, планете и расе; и семь принципов человека на каждом плане сочетаются с семеричной природой оккультных сил. Те принципы, которые соотносятся с высшими планами, обладают колоссальными оккультными силами, неправильное использование которых могло бы нанести неисчислимый вред человечеству. Возможно, что для настоящего поколения, особенно для народов Запада, этот ключ не значит ничего, поскольку их защищает их собственная слепота и невежественное материалистическое сомнение в оккультизме. Но во времена раннего христианства этим ключом могли оперировать люди совершенно убежденные в реальности оккультизма, которые в то время вступали в цикл деградации и были готовы к использованию оккультных сил и колдовства самого ужасного свойства.

Мистер А.П. Синнетт, состоявший в это время официальным лицом в правительстве Индии ( Мр. Синнетт был редактором издания “Пионер Аллахабада”, официального органа индийского правительства), в своей книге “Эзотерический Буддизм” первым в этом веке обозначил основные черты конституции человека. “Эзотерический Буддизм” был создан на основе информации, переданной автору Е. П. Блаватской, получившей ее непосредственно от Великой Ложи Посвященных, ссылка на которую сделана в книге. Таким образом, представив Западной цивилизации истинную доктрину, Мр. Синнетт наделил свое поколение замечательным знанием и значительно помог становлению Теософии. Вот его классификация:

    1. Тело, или Рупа
    2. Жизненная энергия, или Прана / Джива.
    3. Астральное тело, или Линга Шарира.
    4. Животная душа, или Камарупа.
    5. Человеческая душа, или Манас.
    6. Духовная Душа, или Буддхи.
    7. Дух, или Атма.

Рупа, Прана/ Джива, Линга Шарира, Кама Рупа, Манас, Буддхи и Атма - слова, которые он заимствовал из языка Санскрит. Эта классификация годится для практического использования и по сей день. Но она была модифицирована и дополнена. Например, позднее астральное тело было поставлено вторым, а не третьим, что не внесло в нее значительного изменения. В отличие от смутного определения человека, как “тело и душа”, она позволила сразу же четко уяснить, что представляет собой истинный человек. Кроме того, классификация прямо поставила под сомнение материалистическую концепцию, что разум это продукт одной из частей тела - мозга. Автор не утверждал, что эти принципы были неизвестны до сих пор, поскольку, в различных вариантах, они были знакомы не только индусам, но и многим европейцам. Однако до сих пор никогда еще не давалось такое компактное представление семеричной природы человека в эволюционном процессе движущегося по семиглобусной цепи. Французский аббат, Элифас Леви, писал об астральном мире и астральном теле, но очевидно, что он не владел остальной частью доктрины. В то же время индусы, которые оперировали другими терминами в своем языке и философии, целиком опирались на четверичную классификацию. Они определенно скрывали (если вообще знали) доктрину о планетарной цепи, включающую нашу Землю.

Субба Роу, сейчас уже умерший, сказал, что мудрейшие из индусов, может быть, и знали о семеричной природе человека, но это знание не было и не могло быть открыто остальному миру.

Рассматривая природу истинного человека под другим углом, мы могли бы сказать, что, являясь композицией из нескольких частей, в реальности это единая сущность, состоящая из бессмертного триединства духа, мудрости и разума и четырех других, смертных инструментов или средств, с помощью которых высшая триада приобретает опыт в мире материальной природы. Эта триада на языке “санскрит” называется атма - буддхи - манас, и в английском языке нет слов, которые были бы им эквивалентны. Атма означает дух, буддхи - высший интеллект, способный к проницательности и суждению, и манас означает разум. Это триада и есть истинный человек, и, без сомнения, от нее происходит теологическая доктрина о триединстве: отец, сын и святой Дух.

Ниже приведен семеричный состав человека:

Высшие начала - реальный человек: Атма, Буддхи, Манас,
Четыре низших начала природы человека:Страсти и желания,
Жизненная энергия,
Астральное тело,
Физическое тело.

Четыре низших, материальных составляющих преходящи по своему характеру и подвержены как распаду, так и отделению друг от друга. Когда наступает время разделения, связь между составляющими группы слабеет, физическое тело умирает, атомы, из которых состоят четыре низших составляющих, отделяются друг от друга, и вся четверка, не связанная в единое целое, не может больше служить инструментом для истинного человека. Среди нас, смертных, этот момент называется смертью, но для истинного человека это не смерть, ибо он непреходящ и существует вечно. Вот почему его называют триадой, или неразрушимой триадой. Четыре временные части конституции человека известны под названием смертная или “низшая четверка”.

Низшая четверка композиции человека - является результатом взаимодействия космических или физических законов и субстанции и, подобно другим физическим объектам, начала свое развитие из космической субстанции бесконечно давно. В процессе эволюции она подвергалась воздействию физических, физиологических и психических законов, которые управляют человеческой расой в целом. Таким образом, период возможного существования низшего человека может быть подсчитан так же, как инженер может подсчитать, используемый при строительстве мостов предел прочности металла на разрыв. Поэтому для любой комбинации элементов, формирующих природу человека, продолжительность существования лимитирована законами того периода эволюции, в котором она находится.

Сейчас эта продолжительность составляет от 70 до 100 лет, но может быть и больше. В истории существуют примеры, когда обычные люди жили до двухсот лет. Согласно оккультным законам природы возможная продолжительность жизни может быть 400 лет.

  • Видимый физический человек состоит: Мозг, Нервы, Кровь, Кости, Лимфа, Мускулы, Органы чувств и движения, Кожа.
  • Невидимый физический человек состоит: Астральное тело, Страсти и Желания, Жизненная энергия (называемая Прана или Джива).

Таким образом, как мы увидим дальше, физический отдел нашей конституции включает еще одну, невидимую нашему зрению, но, несмотря на это, вполне материальную группу составляющих, которые подвержены разложению. В большинстве своем люди принимают за истинное только то, что видят их глаза, поэтому они предполагают, что невидимое - не реально и не материально. Но они забывают, что даже в условиях Земли существуют невидимые, но очень реальные в своем воздействии ядовитые газы; что вода может находиться в воздухе, быть невидимой и не проявлять своего присутствия, до тех пор, пока не создадутся условия для выпадения осадков.

До того, как обсуждать вопрос в деталях, давайте подведем короткие итоги. Триада атма – буддхи - манас или дух и разум – это истинное или высшее я. Чтобы познать себя, ему нужен контакт с природой и для этого оно использует определенные инструменты и средства. Эти инструменты и средства находятся в низших четырех принципах или низшей четверке. Каждый из принципов, сам по себе, является инструментом для получения определенного опыта на его собственном плане сознания. Тело является самым низшим, наименее важным и наиболее преходящим из всех. Мысленно проделав путь вниз от разума к телу, мы увидим, что лишенные высшего я, все органы тела, сами по себе, бесчувственны и бесполезны. Зрение, слух, вкус, осязание и обоняние являются функциями не тела, но второго невидимого физического человека, потому что настоящие органы, позволяющие нам иметь вышеперечисленные способности, находятся в астральном теле. А те органы, которые находятся в физическом теле всего лишь внешняя, механическая часть инструмента, которая служит посредником между природой и внутренней, истинной его частью.


English - текст Глава 4.

Глава 5.

Содержание