Глава 8

Перевоплощение

Ни религия, ни наука не могут дать убедительный ответ на вопрос - как человек стал таким сложным существом и почему. Огромные силы и возможности даны этому вечному мыслителю, стоящему на вершине грандиозной и бесшумной эволюции, потому что внутренне он тесно связан с создавшей его природой. Люди спрашивают: почему существует природа, для какой цели нужна драма жизни, как можно достичь этой цели? Но ни наука, ни религия не способны дать ответы на эти вопросы. Наука даже не претендует на то, что она может дать решение этих вопросов, заявляя, что ее основная задача - выяснять природу вещей. Религия предлагает противоречащее логике и не имеющее смысла объяснение, приемлемое только для фанатиков, поскольку требует считать все в природе таинством и искать смысл и цель жизни - со всеми ее горем и радостями - в недоступном нашему пониманию антропоморфном Боге. Образованный и любознательный ум знает, что якобы предлагаемые Богом идеи на самом деле изобрел человек. Тогда, для чего же существует вселенная, и какова конечная цель человека, как бессмертного мыслителя, следующего путем эволюции?

Вселенная существует для того, чтобы посредством постепенного приобретения опыта жизни душа достигла полного освобождения, чтобы вся масса проявленной материи по своему статусу, природе и благородству поднялась в своем сознании к божественному. Великая цель состоит не в том, чтобы достичь самосознания, следуя путем какой-то особой нации, отдельной расы или племени, но путем совершенствования, через трансформацию всей массы материи и того, что сейчас мы называем душой. Ничто не может оставаться в стороне от этого процесса. И если целью современного человека служит получение совершенного знания, то миры природы, находящиеся на более низких ступенях развития, постепенно, шаг за шагом, тоже должны подняться и, когда придет время, достичь совершенства. Это и есть великая цель эволюции, ее высшее достижение, - сделать человека богом, а каждой части природы, однажды, достичь той же цели. Это – величайшая перспектива, дающая каждому человеку возможность стать богом. В этой идее есть сила и благородство, потому что нет ни одного существа, чье развитие было бы задержано или ограничено условиями этой доктрины, нет ни одного человека настолько грешного изначально, чтобы не суметь подняться выше всех грехов. Наука и религия дают разные концепции эволюции. Научная концепция объясняет ее развитие материалистически. Религиозная - представляет собой смесь бессмыслицы и страха. Делая ставку на страх, догматики современных религий, в тоже время, воображают, что Всемогущему не о чем больше думать, кроме этой земли, очень несовершенной, которой ему надо управлять. Но древняя теософская доктрина установила, что вселенная - это громадное, законченное и совершенное целое.

Если принять за постулат идею, что эволюция идет одновременно – физически и духовно, мы сразу же должны согласится с тем, что это возможно только путем перевоплощения или реинкарнации. Фактически, наука уже продемонстрировала правильность этой идеи. Она показала, что физическая материя самой земли и всего, что на ней есть, однажды была в газовом или расплавленном виде, затем остыла и изменила свое состояние. Эти изменения и процесс эволюции привели к тому, что в природе образовалось огромное разнообразие вещей и существ. Таким образом, на физическом плане это происходит путем постоянной трансформации или изменения одной формы в другую. При этом общее количество материи остается приблизительно таким же, как было с самого начала, с добавлением очень небольшого количества звездной пыли. Желая быть предельно точными в выражении, мы не можем использовать слово “реинкарнация”, потому что слово “инкарнация” означает воплощение в физическом теле. Но давайте временно используем слово “реинкарнация” и позднее мы увидим, что оба – физическое тело и истинный человек постоянно подвергаются изменениям, что, в широком аспекте это и есть “реинкарнация”. Что касается общей массы материи, то доктрина утверждает, что она вся поднимется на уровень человека, когда сам человек поднимется еще выше в своем развитии. Есть мнение, что, после достижения человеком его высшей цели, сохранится некий остаток, который должен быть как-то секретно переработан или уничтожен в отдаленных местах природы. Это противоречит истинной доктрине, которая не боится дать объяснение этому ложному предположению. Согласно доктрине, неорганической материи вообще не существует, и все, что остается, переходит в другие состояния. В каждом атоме есть жизнь и зародыш самосознания, а это значит, что с течением времени все подвергается изменению. Таким образом, наиболее высокоразвитая, так называемая человеческая плоть, когда - то была минералом, потом растением и сейчас достигла совершенства человеческих атомов. Соответственно, в очень далеком будущем, то, что сейчас является растением, постепенно разовьется до стадии животных, а то, что сейчас является органической материей нашего тела, трансформируется в мыслящую материю. И этот процесс будет продолжаться на всех стадиях эволюционного развития до тех пор, пока придет время, когда материя, сейчас известная как минерал, достигнув сначала человеческой стадии, поднимется до стадии самоосознающего мыслителя. Когда наступит следующий великий период эволюции, минеральный мир нашей планеты будет составлять материя, сейчас проходящая стадию низшей трансформации на других планетах и в других системах миров. Для современных людей, с рождения привыкших, что их называют грешными, слабыми и в высшей степени глупыми, это может звучать как фантазия, и они боятся поверить в предлагаемую им истину. Но для древних теософов - это реальность, не имеющая ничего общего с фантазией, для них это логично и грандиозно. Нет сомнения, что когда-нибудь, когда Запад перестанет опираться на хронологии Моисея и его учения о человеке и природе, это будет признано каждым. Итак, можно заключить, что перевоплощение и метемпсихоз относятся не только к человеку, но ко всему в космосе. Поскольку человека больше всего интересует его собственная эволюция, мы детально рассмотрим обе эти концепции применительно к нему. Перевоплощение – это одна из самых древних доктрин, и людей, которые сейчас верят в нее, больше, чем тех, кто с ней не согласен.

Большинство из миллионов людей, живущих на Востоке, принимают ее за истину; греки изучали ее; огромное число китайцев, живущих сегодня, верят в нее, так же как в нее верили их предки. Евреи верили в перевоплощение, и следы этой веры остались в их религии. Иисус, которого называют отцом Христианства, проповедовал эту же идею. Она была известна и проповедовалась христианской церковью, а самые достойные среди отцов раннего Христианства изучали и распространяли ее.

Христианам не следует забывать, что Иисус был евреем и думал, что его миссия состоит в служении им: “Я послан только к погибшим овцам дома Израилева” (Св. Матф. 15:24). Конечно же, он знал доктрины, которых они придерживались. Все евреи верили в перевоплощение и по их представлению Моисей, Адам, Ной, Сиф и другие уже возвращались на землю. Во времена Иисуса все верили, что старый пророк Илия должен вернуться. Таким образом, можно заключить, во-первых, что Иисус никогда не отрицал доктрину перевоплощения и в различных случаях ссылался на нее, например, когда он сказал, что Иоанн Креститель прежде был Илией, возвращения которого люди ожидали. Все это можно найти, обратясь к Св. Матф. 11, 17 и др.

За Иисусом последовал Св. Павел, который в послании к Римлянам говорит о том, что Исав и Иаков уже существовали до своего нынешнего рождения. Позднее такие известные отцы раннего христианства как Ориген, Синезий и др. верили и учили этой доктрине. В Притчах Соломоновых (8: 22,23,30, 31) Соломон говорит: “Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони”, “От века я помазана, от начала; прежде бытия земли”, “Тогда я была при нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь перед лицом Его во все время”, “Веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими”. Святой Иоанн Богослов в Откровении 3:12 говорит: “Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон…”, что значит - он не будет возрождаться вновь. Пять столетий после Иисуса, вплоть до Константинопольского Собора, церковь учила этой доктрине.

Во время Константинопольского Собора распространилось мнение, частично подвергшее сомнению идею перевоплощения, которое было воспринято миром как полное осуждение этой доктрины. Но если это осуждение идет вразрез со словами Иисуса, то оно не имеет никакой силы. Это осуждение действительно направлено против Иисуса, и, согласно христианской церкви, получается, что в свое время у Иисуса не было достаточно знаний, чтобы самому проклясть эту доктрину, которую все знали и которой учили в его время. Он мог бы осудить эту доктрину, но, фактически, он одобрял ее. Христианство - это еврейская религия, и идею перевоплощения оно получило в наследство от евреев. Если у христианской церкви есть какое - то правдоподобное или логическое объяснение, - исключая, конечно, церковные догмы, - почему она изменила свою позицию в этом вопросе, то теософам хотелось бы его знать. Отвергая эту доктрину, просвещенные христианине противопоставляют свое мнение мнению Иисуса, за которым, как это утверждается, они следуют в своих учениях. Проклятие, брошенное церковным собором, а также отсутствие доктрины Перевоплощения в современном христианском учении нанесло ему огромный урон. Оно сделало последователями Моисеева закона возмездия все христианские нации, которые, прикидываются последователями Иисуса и закона любви. Только перевоплощение дает ответ на все проблемы жизни. Знание этого закона и закона Кармы может заставить человека подчиняться этическим нормам, которые он знает теоретически. Цель философии древних - восстановить доктрину Перевоплощения в тех религиях, в которых она потеряна. Отсюда и происходит ее название “потерянная струна Христианства”.

Возникает вопрос: кто или что рождается вновь и вновь? Это не тело, потому что тело умирает и разлагается. Немногие из нас, исключая разве дикарей, хотели бы быть прикованными навечно к нашим подверженным болезням телам. Это не астральное тело, потому что, как было сказано раньше, оно так же имеет предел существования и, после разложения физического тела, распадается на элементы. Это не страсти и желания, хотя, несомненно, последние существуют очень долгое время, потому что воспроизводят себя в каждой жизни, до тех пор, пока мы окончательно не победим их своими усилиями. Перевоплощение дает нам возможность медленно, шаг за шагом избавляться от желаний и страстей, которые искажают небесные черты подлинного человека.

Мы уже знаем, что часть нашей конституции, называемая “желание и страсти” после смерти (во время процесса распадения физического тела) соединяется с астральным телом и создает видимость реального существа, обреченного на недолгую жизнь. После окончательного отделения физического тела, астрального тела, а также “страстей и желаний”, начинается период, когда жизненная энергия направляет высшую триаду, Манас, Буддхи и Атму - подлинное я, в состояние называемое Дэвакхан, или рай. Когда этот период заканчивается, высшая триада готова к возвращению на землю или возрождению. Составляющие высшей триады и есть наша бессмертная часть, истинные мы. Ясное и глубокое понимание вышесказанного очень важно, ибо от этого зависит понимание всей доктрины. Что же мешает современному Западу понять ее? Долгие годы наша материалистическая наука и материализующаяся религия уделяли слишком большое внимание физическому телу. Первая занималась только материей, а вторая проповедовала воскрешение физического тела, доктрину идущую вразрез со здравым смыслом, фактами, логикой и достоверными свидетельствами. Нет сомнения, что теория воскрешения физического тела возникла из-за отступления от древней, истинной доктрины. Идея воскрешения основана на утверждении Иова, что он видел своего искупителя во плоти, а также на замечании Св. Павла о том, что воскресшее тело было не тронуто разложением. Но Иов был египтянином и говорил о том, что видел своего учителя или посвященного, который был его искупителем. Что касается Иисуса и Павла, то они их замечания относятся исключительно к телу духовному.

Перевоплощение - это природный закон, но в современной человеческой расе высшая триада еще не достигла своей полной потенции. Манас является представителем триады в физическом теле, которое он использует. Другие два, Буддхи и Атма, божественно сияют над ним, олицетворяя Бога в небесах. В древнем еврейском учении это утверждение символизируется Богочеловеком, голова которого достигает небес, а ноги находятся в аду. Это означает, что пока голова - Атма и Будхи находятся в небесах, ноги, Манас, ходят по аду, каковым являются тело и его физическая жизнь. Таким образом, человек не достиг еще совершенного сознания и нуждается в последующих рождениях для окончательного развития своих высших принципов. По достижению этой цели человеческая раса станет богоподобной, а вся масса материи достигнет совершенства на этом этапе и сможет подняться на следующую ступень эволюции. В этом состоит истинный смысл библейского выражения “и Слово стало плотью”. На примерах Иисуса или Будды, которые рассматриваются как божественные воплощения, можно увидеть грандиозность такого события для отдельного человека. Библейская идея распятия на кресте ради вознесения “вора в рай” тоже символизирует роль Манаса на данном этапе эволюции. Но, поскольку триада еще не достигла своего полного развития в расе, жизнь полна загадок, с которыми человека сталкивает разнообразный опыт каждого дня.

Врач не знает, ни почему физическое тело функционирует определенным образом, ни что такое жизнь, потому что духовная ее сторона еще скрыта от него за облаками небес. Ученый, загнанный в тупик и смущенный гипнозом и другими непонятными ему вещами, ищет в темноте. Просвещенные люди оперируют выражениями “подсознание”, “скрытая личность” и другими подобными, потому что истинное я человека, находящееся на самой вершине божественной горы, недоступно взгляду. А поп и вовсе не может просветить нас, потому что отрицает богоподобную натуру человека и сводит все проблемы к первородному греху. Он вносит в нашу концепцию Бога черную пометку неспособности контролировать или руководить своим созданием и нуждающегося в уловках для исправления ошибок. Только древняя доктрина предлагает решение, которое окрашивает Бога и Природу в гармоничные тона.

Перевоплощение не значит, что после смерти мы станем животными, во что верят некоторые народы Востока. “ Ставший человеком – отныне всегда человек”, говорит Великая Ложа, хотя для некоторых людей не было бы большим наказанием рождение в теле животного, поскольку они заслужили это. Однако природа подчиняется управляющим ею законам, а не нашим пожеланиям. Кроме того, мы не можем знать все, и, стало быть, не знаем до какой степени животная натура преобладает над человеческой в каждом индивидууме. Эволюция, приведшая Мыслителя и Бессмертного человека на этот план, не может вернуть его обратно в состояние животного, не имеющего Манаса.

Два объяснения законов Ману могут помочь изучающему эту доктрину избежать ошибки, в которую впадают некоторые народы Востока, веря в трансмиграцию человека в животных, насекомых, и т.п.

Первое: В различных версиях и книгах трансмиграция такого рода обычно имеет дело с настоящим перевоплощением, т.е. с объяснением действительных физических процессов, через которые Эго должно пройти при переходе от существования вне тела к существованию в теле. Они рассматривают дороги, пути, и средства спуска с плана невидимого на видимый. Теософские книги не дают еще откровенного объяснения этого вопроса, во-первых, потому, что это очень деликатный предмет, а во вторых, его тонкости не знают еще даже заслуживающие доверия теософы, хотя придет день, когда они будут это знать. И, поскольку детали этого вопроса не столь важны, они и не излагаются. Возвращаясь к самой идее: ни одно человеческое тело не формируется без соединения полов. Если зародыши этого соединения скрываются в мужском и женском телах и зависят от пищи, которую те употребляют, то, очевидно, что пища имеет какое-то отношение к перевоплощению Эго. Итак, дорога к перевоплощению ведет через определенные виды пищи и никакие другие. Значит, возможно, что, когда Эго постоянно потребляет пищу, которая не содействует зарождению человеческого существа, оно должно быть наказано за это. По словам Ману, подобная практика приводит к трансмиграции, которая, в этом случае, является “помехой” для эволюции. Эту информацию я предлагаю вниманию тех теософов, кто читал упомянутую литературу и чьи идеи или не ясны им самим, или, в каких-то случаях, основаны на совершенно других гипотезах.

Второе: Природа заставляет нас использовать материю, которая поступает в наше физическое и астральное тела, среди прочих целей, для того, чтобы улучшать ее впечатлением, полученным от общения ее с человеческим Эго. Если мы оставляем на этой материи только отпечатки наших животных чувств, то, возвращаясь обратно в природу, эта материя должна стать частью животного мира, вместо того, чтобы, очищаясь, оставаться на человеческом плане. И так как на всей материи, которую человеческое Эго собирает в себе, остается печать или образ человеческого существа, то, получая отпечаток животной страсти и желания, материя трансмигрирует на более низкий уровень. Невежественные люди легко могут исказить эту истину великой химической лаборатории природы. Но те, кто изучает древнюю доктрину в настоящее время, знают, что Манас, Мыслитель, однажды прибывший на сцену эволюционного периода, никогда не возвращается в более простые формы. Во-первых, потому что он не имеет такого желания, и, во-вторых, он не может это сделать. Так же как клапаны предохраняют сердце, не давая потоку крови двинуться вспять, так и в этой великой системе универсальной циркуляции дверь за Мыслителем закрывается и предохраняет его от регрессии. Доктрина Перевоплощения, относящаяся к истинному человеку, учит, что трансмиграция в царства природы, стоящие ниже человеческого, невозможна.


English - текст Глава 8.

Глава 9.

Содержание