| Главная | Биография Е.П.Блаватской | Е.П.Блаватская и церковь | Работы для изучения Теософии | День Белого Лотоса | |
8 Мая во многих странах мира отмечается как День Белого Лотоса - так был назван день ухода с земного плана Елены Петровны Блаватской (1831 - 1891) - нашей великой соотечественницы.
На берегу стоял Гайавата, Мчится челн, Поток блистательный * * * Ушел возлюбленный Гайавата |
То, что люди называют смертью, есть ничто иное как трансформация, последовательная смена одной бренной оболочки высшего Я на другую. Владыка физического тела безымянен; облачаясь в плотские одежды, он приходит и уходит; он неподвластен смерти и разрушительному течению времени. Он бессмертен, неизменен, чист и существует вне времени и пространства. Поэтому уместно говорить лишь о временном уходе дорогой подруги и единомышленницы, которая ненадолго скрылась от наших взоров. Дело, начатое много лет назад, продолжает жить - дело духовного возрождения человечества и освобождения порабощенного разума от пут разрушительных заблуждений. Я познакомился с Е. П. Б. в Нью-Йорке в 1975 году, когда она жила на Ирвинг Плейс. Это был период становления "Теософического общества", в котором она играла ключевую роль, передавая его президенту и другим единомышленникам знания, полученные от Учителей Гималайского Братства. В 1977 году я, вместе с президентом, присутствовал при первой читке рукописи "Разоблаченной Исиды", написанной Е.П.Б. в том же году. По заявлению автора книга должна была стать основой распространения теософской доктрины среди членов Общества. Я с полной ответственностью свидетельствую это, ибо подписание контракта на публикацию в нью-йоркском издательстве проходило в моем присутствии. Когда бумаги были подписаны, мы вышли на улицу, и Елена Петровна заявила: "Теперь я должна отправиться в Индию". В ноябре 1878 года она осуществила свое намерение и, вместе со своими соратниками, продолжила труд по распространению теософского знания в этой загадочной и древней стране. В 1887 году она вернулась в Европу и поселилась в Лондоне. В то время в Англии существовало единственное отделение Теософского общества - Лондонская Ложа, - члены которой рассчитывали распространять сокровенное знание исключительно среди избранных представителей высшего сословия. С появлением Е. П. Б. общество получило новый импульс к развитию, и сейчас его отделения существуют во многих городах Англии, Шотландии и Ирландии. Блаватская начинает издавать журнал "Люцифер", самозабвенно и без устали работает в Ложе, пишет "Тайную Доктрину", "Ключ к теософии" и "Голос Безмолвия". И вот, она покидает бренную оболочку, уставшую от самоотверженного и бескорыстного труда во благо немногих в нашем столетии, но для вящей славы бесчисленных грядущих поколений. Клеветники заявляют, что она отправилась в Индию, разочаровавшись в своих усилиях в Америке, повинуясь внезапному порыву и не имея конкретной цели. Однако факты свидетельствуют об обратном. Уже в первые дни существования Теософского общества я, по просьбе Е. П. Б., собственноручно заполнял дипломы прозелитов как американского происхождения, так и многих новообращенных из Индии, которые состояли с нами в переписке. При этом новые члены принадлежали к разным религиозным сообществам, включая парсов. Она не раз говорила о том, что как только общество станет на ноги, и "Исида" будет завершена, настанет время для паломничества в Индию. В своих письмах ко мне она неоднократно выражала намерение вернуться в Англию, чтобы посвятить себя активному подвижничеству, ибо считала, что центрами теософской мысли должны по праву стать три места на земле - Индия, Англия и Америка. Это заявление я слышал задолго до того, как Общество психических исследований подвергло сомнению репутацию Е. П. Б., так как посещал Индию как до, так и после того, как прозвучали эти нелепые измышления. Она вернулась в Англию, влекомая чувством долга, невзирая на риск навлечь на себя обвинения в том, что она не сумела остаться в Индии. Впрочем, во избежание кривотолков, она вернулась в Мадрас и лишь затем отправилась в Лондон. Следует заметить, что она не строила иллюзий по поводу того, в каком несовершенном мире живет. Еще в 1875 году, в самом начале работы по учреждению Теософского общества, она предрекала, что платой за этот труд будут незаслуженные оскорбления, неприкрытая злоба, полное непонимание и отсутствие общественного признания. И противопоставить этому она смогла лишь свое отважное сердце. В равной мере она предвидела будущность самого Общества. В 1876 году она в подробностях поведала мне перспективы его развития на много лет вперед, рассказала о "детских болезнях", которыми будет сопровождаться его становление, о трудностях, которые придется преодолевать, о том, как со временем теософские идеи займут достойное место в общественном сознании. Все эти пророчества уже начали сбываться. Об ее феноменальных способностях распространялось много нелепых слухов. Кто-то отрицал саму возможность существования подобных явлений, кто-то считал публичные демонстрации заурядным трюкачеством. Я, как никто другой из ее сподвижников имел счастье наблюдать демонстрацию уникальных возможностей во всем их многообразии. У меня нет никаких сомнений в том, что Е. П. Б. имела власть над скрытыми, неизвестными современной науке силами природы. При этом она была скромна, никогда не занималась саморекламой и не советовала другим людям заниматься подобными манипуляциями. Ее главной целью было открыть своим ученикам глаза на истинную цель- бескорыстное служение людям, основанное на ценностях истинной философии. Вопреки сложившемуся превратному мнению, согласно которому подвижничество Е.П.Б. заключалось исключительно в демонстрации претенциозных "фокусов", последние были не более, чем эпизодами в жизни Елены Петровны и Общества в целом. Широко распространенное заблуждение по поводу деятельности основоположницы современной теософии связано, прежде всего, с восторженными откликами неосмотрительных почитателей, громогласно заявлявших об увиденных "чудесах", что не могло не насторожить скептически настроенную публику. Ее главной целью было возвышение человеческой расы. Она пыталась последовательно и постепенно влиять на сознание современных ей людей и уделяла особое внимание тем немногим, кто был способен оценить все величие Тайной Науки и преданно служить "великому осиротевшему Человечеству". Она несла свою ношу ревностно и мудро. Заложив основу теософского движения, она надеялась, что совместными усилиями - какими бы скромными они не были - идеи, доктрины и терминология Религии Мудрости овладеют умами людей грядущего столетия, когда, согласно пророчеству, через 75 лет в мир придет новый Посланец, ибо в 1875 году первопроходцы-теософы столкнулись с целом рядом почти непреодолимых препятствий, главным из которых было несовершенство вербального отображения Истины. Уильям К. Джадж* (с) перевод с английского Ю.Бондарева, 2000 г. Журнал "Путь", июнь 1891 года
* Уильям К. Джадж (1851-1896 гг.) - американский мистик ирландского происхождения, ученик и соратник Е. П. Блаватской.
|