|   Главная  |  Биография Е.П.Блаватской   |  Е.П.Блаватская и церковь  |  Работы для изучения Теософии   |  День Белого Лотоса  |


День Белого Лотоса

 8 Мая во многих странах мира отмечается как День Белого Лотоса - так был назван день ухода с земного плана Елены Петровны Блаватской (1831 - 1891) - нашей великой соотечественницы.


Вот мы и вступили в XXI век, в третье тысячелетие!
Наступивший год не просто смена веков, он ознаменовал собой наступление Новой Эпохи, нового витка Эволюции.

2001 год - также и 170 годовщина рождения нашей великой соотечественницы - Е.П.Блаватской, которая своим примером показала нам путь продвижения в духовном развитии. И уже 125 лет ТеософскоеОбщество, созданное по ее инициативе, дает тщательно охраняемое знание всем жаждущим.


Родившаяся в тревожную пору*


 

Е.П.Блаватская в 1876-7г.

Елена Петровна родилась в ночь на 31 июля (по новому стилю 12 августа) 1831 года в Екатеринославе, городе, основанном графом Потёмкиным на Днепре, в землях Новороссии, отошедших к России в ходе русско-турецких войн. С 1926 года он называется Днепропетровск.

Днепр в русской истории занимает особое место. Именно на берегах этой реки, второй по величине в европейской части России, возникла Киевская Русь и обосновалась поначалу династия Рюриковичей. К тому времени Днепр стал одним из главных звеньев торгового пути в Константинополь.

Река эта связана и с другим чрезвычайно важным для Руси событием. В Днепре крестил свой народ киевский князь Владимир, потомок Рюрика, сам принявший христианство. Судьба распорядилась так, что на той же самой реке родилась более восьми веков спустя Е. П. Б., принадлежавшая к тому же древнему роду, но в своих трудах поставившая под сомнение, что церковное таинство крещения имеет силу даровать спасение принявшим его и что тот, кто крещён не был, будет навеки проклят. Однако Е.П.Б. ни в коей мере не была антихристианкой. В первой своей большой работе Разоблачённая Исида она говорит, что книга эта "не содержит ни одного слова против чистого учения Иисуса, но беспощадно разоблачает девальвацию его в пагубные церковные системы…."

Крещение самой Елены Петровны совершилось при весьма примечательных обстоятельствах. В 1831 году, при её рождении, в России свирепствовала азиатская холера, самое безжалостное из всех эпидемических заболеваний. Годом раньше началось её распространение на запад, и вскоре Россия, а потом и Европа подверглись её опустошительному нашествию. Холера сметала на своём пути целые поселения. Её жертвой стал даже брат Николая I, великий князь Константин Павлович. В усадьбе Фадеевых, где родилась Елена Петровна, тоже имелись смертельные случаи. Всюду громоздились заготовленные впрок гробы. По народным поверьям, родиться в такую пору - недобрый знак.

Видимо, из-за переживаний матери девочка родилась недоношенной и очень слабенькой. Домашние решили немедленно крестить её, дабы младенец не погиб "с тяжестью первородного греха на душе". Родственники так описывают драматические подробности этого события:

При совершении таинства крещения в православной Руси зажигают множество тонких освящённых восковых свечей. Крёстные отцы и матери, все участники и присутствующие держат их на протяжении всей церемонии. Кроме того, все стоят, как того требует греческий чин. В отличие от римско-католических или протестантских церквей, в православии никому не дозволяется сидеть во время совершения службы и треб. Большая зала в семейном особняке едва вмещала толпу желающих присутствовать при этом действе. Позади батюшки... располагались три пары воспреемников и вся дворня.

[Надя], маленькая тётушка новорожденной - всего [двумя] годами старше своей племянницы, которой был день от роду, как "доверенное лицо" одного из отсутствующих родственников оказалась в первом ряду, сразу за протоиереем. Взбудораженная и уставшая от долгого, почти часового стояния, девочка незаметно для старших опустилась на пол и, видимо, сомлела жарким августовским днём в переполненном помещении. Служба близилась к завершению. Восприемники отрекались от Сатаны и всех деяний его - это отречение в православной церкви символизируется троекратным плеванием в невидимого врага, - когда маленькая барышня, играя с горящей свечой в ногах у толпы, нечаянно подожгла длинное облачение священника. Окружающие слишком поздно заметили происшедшее... Несколько человек, в том числе почтенный батюшка, получили ожоги. Это было ещё одним дурным предзнаменованием, по суеверным представлениям, бытовавшим тогда на Руси. С того дня будущая госпожа Блаватская, невинная причина сего несчастья, была, в глазах всего города, просто обречена на бурную жизнь, полную превратностей и тревог.

Однако рождение в годину великих бедствий - будь то болезни или что-то ещё - не должно непременно считаться дурным предзнаменованием. Как тут не вспомнить знаменитые слова из Бхагавадгиты, с которыми мудрый Кришна обращается к своему ученику:

Много у меня прошлых рождений, у тебя также, Арджуна,
Я знаю их все, ты же своих не знаешь, подвижник...
Всякий раз, когда ослабляется дхарма
И беззаконие превозмогает,
Я создаю себя сам, Бхарата.
Для спасения праведных, для гибели злодеев,
Для утвержденья закона из века в век Я рождаюсь.

Фадеевы за шестнадцать лет до рождения Елены Петровны переехали в Екатеринослав и поселились в собственном особняке. Андрей Михайлович был переведён туда в Новороссийскую контору иностранных поселенцев. Матери Елены Петровны был тогда один год от роду. В этом особняке и родилась Елена Петровна. Он сохранился до сих пор. В 1991 году, в столетнюю годовщину её смерти, на доме появилась табличка, объявляющая его культурно-историческим памятником.

Во время рождения дочери Пётр Алексеевич Ган, офицер конной артиллерийской батареи, находился в Польше, куда был направлен после начала польского восстания. С самого рождения Лоло, или Лолоша [Елена], "делается предметом горячих материнских забот. Елена Андреевна сама и кормит, и ходит за ней, несмотря на свои 17 лет", - сообщает Екатерина Некрасова в биографическом очерке, опубликованном в 1886 году в журнале Русская старина.

Когда отец вернулся, девочке было около шести месяцев. А через год Ганы переехали в Романьков*, армейский городок неподалёку от Екатеринослава, и зажили своим домом.

Истоки*

В бесчисленных письмах, интервью и многотомных сочинениях Е. П. Б. встречается всего несколько упоминаний о её предках. Она не любила говорить о своей весьма примечательной родословной. Чтобы узнать какие-то подробности, приходится обращаться к другим источникам.

Её мать, Елена Андреевна Ган, была известной писательницей. "В своё время сочинения Елены Андреевны признавались "необыкновенным явлением" в русской литературе, чуткий Белинский посвящал ей целые статьи, её считали "Лермонтовым среди писательниц"". Её называли даже "русской Жорж Занд".* Бабушка Е. П. Б. по матери, княжна Елена Павловна Долгорукая, в замужестве Фадеева, в доме которой она провела значительную часть своего детства и юности, была прекрасно образованной женщиной и весьма одарённой художницей. Она принадлежала к одному из самых древних русских родов, восходящих к Рюрику, основателю династии русских князей. Происходит род от св. князя Михаила Черниговского, замученного в Золотой Орде за отказ поклониться языческим идолам. Потомок его, прозванный Долгоруким, и стал родоначальником князей Долгоруковых, среди которых были известные русские полководцы, государственные деятели и писатели.

Прадед Е. П. Б., князь Павел Васильевич Долгоруков, генерал-майор времён Екатерины Великой, был товарищем и сослуживцем Кутузова. Французская ветвь была привита к родословному древу, когда князь Павел Васильевич женился на Генриетте де Бандре дю Плесси, принадлежавшей к знатному французскому роду, один из предков которой, гугенот, эмигрировал в Саксо-нию. Её отец, Адольф де Бандре дю Плесси, служил в Саксонии, оттуда, получив приглашение, поступил в чине капитана на военную службу в России в начале царствования Екатерины II. Адольф Францевич командовал армейским корпусом в Крымской кампании, был любимцем Суворова, ему покровительствовал граф Панин.

Дочь Павла Васильевича и Генриетты Адольфовны, княжна Елена Павловна, бабушка Е. П. Б. по материнской линии, была удивительной личностью. В то время в России женщин не принимали в высшие учебные заведения, и она получила серьёзное и многостороннее домашнее образование. …

В 1813 году, двадцати трёх лет от роду, княжна вышла замуж за своего ровесника Андрея Михайловича Фадеева, государственного чиновника, впоследствии - саратовского губернатора. Его прадед Пётр Михайлович Фадеев, капитан армии Петра Великого, погиб в битве под Полтавой, когда Россия отражала вторжение шведского короля Карла XII. Дед, Илья Петрович, умер от ран, полученных в русско-турецкой войне в конце царствования Анны Иоанновны, а один из братьев, Михаил, был убит в Отечественной войне 1812 года. Должно быть, когда Е.П.Б. читала об этих войнах, стоивших жизни её близким, история оживала для неё, переставая быть обычным уроком.

Елена Павловна Фадеева сама воспитывала и учила детей и могла гордиться своим потомством. Старшая её дочь, писательница Елена Андреевна Ган, была матерью Елены Петровны Блаватской и Веры Петровны Желиховской, тоже писательницы. Сын Екатерины Андреевны - второй её дочери - Сергей Юльевич Витте стал впоследствии видным русским государственным деятелем; сын Елены Павловны Ростислав был известным боевым генералом, военным писателем и реформатором. Младшая из детей, Надежда Андреевна, также не чуждая литературных занятий, была особенно дружна со своей племянницей Еленой, будучи всего на два года старше неё.*

Елена Андреевна несомненно думала о своей матери, когда писала такие строки: "Если я скажу вам, что она была нашей кормилицей, няней, наставницей, нашим ангелом блага на земле, то всё ещё не выражу той бесконечной, бескорыстной, всем жертвующей привязанности, которою счастливила она наше детство".12 О внучке, будущей Елене Блаватской, бабушка пеклась не меньше, чем о собственных детях.

Её доброта распространялась не только на близких: она занималась широкой благотворительностью и спасла от голода немало бедных семей, а также основала сиротский приют. Елена Павловна была православной, веровала глубоко и искренне и в том же духе воспитывала детей. Она учила их, что "премудрый и добрый Бог" всё устроил в мире "красиво и полезно". Она "прожила до глубокой старости"-умерла в Тифлисе на 71-м году.

Немецкая линия в родословной Е. П. Б. исходит от её отца, Петра Алексеевича фон Гана. Графы фон Ган были хорошо известны в Германии, а позже - в России, куда эмигрировали за несколько поколений до рождения отца Блаватской. В семнадцатом и восемнадцатом столетиях Россия притягивала тех, кто подвергался гонениям у себя на родине, а также искателей приключений отнюдь не меньше, чем Новый свет. Е. П. Б. рассказывает, как прививались к русскому стволу эти западные ветви, а фамилии эмигрантов "русифицировались порой до неузнаваемости, например, английские Гамильтоны превратились в Хомутовых!"

Пётр Алексеевич фон Ган, выпускник Пажеского корпуса, избрал военную карьеру и вышел в отставку в чине полковника. Его отец, генерал-лейтенант Алексей фон Ган, родом из Меклен-бурга, был женат на графине Елизавете Максимовне фон Прёб-сен, во втором браке Васильчиковой. Это от немецкой бабушки Елена Петровна унаследовала "курчавые, белые волосы" и живой, добродушный, весёлый нрав. Отца Елены Петровны, напротив, отличали едкое остроумие и закоренелый скептицизм. Образованный и начитанный, он не признавал ни религии, ни оккультизма и говорил, что это "нянькины сказки"….

Двоюродная бабушка Е. П. Б. со стороны отца, графиня Ида Ган-Ган, была известной немецкой писательницей, которую знали и в других европейских странах. Интересно, что у матери Елены Петровны и этой её бабушки было немало общего. …


* - текст из книги С.Крэнстон. "Е.П.Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения."


День Белого Лотоса | к началу