Кто не помнит изречение Иисуса о том, что «не бывает пророк без чести,
разве только в отечестве своём» (Мат. 13,57). Можно ли отнести эти слова
к Е. П. Блаватской? Известно, например, что в первые шесть месяцев 1889г.
в царской России существовал цензурный запрет на продажу "Тайной Доктрины".
Но в целом её книги не запрещались, хотя ложь Соловьёва о её «мошенничестве»,
о якобы антихристианском характере её учения разошлась широко и продолжает
приносить свои плоды и по сей день. В советское время не только труды,
но и само имя Е. П. Б. обходили молчанием, а если упоминали, то неизменно
как нечто враждебное и крайне опасное. В том, что среди мыслящих людей
России, особенно с конца 50-х годов, влияние Блаватской было тем не менее
значительным, главная заслуга принадлежит семье Рерих—в первую очередь
Николаю и Елене Рерих, а также их сыновьям Юрию и Святославу.
Николай и Елена Рерих заинтересовались теософией ещё в России, от которой
они оказались отрезанными после прихода к власти большевиков. Даниил Энтин,
директор Музея имени Н.Рериха в Нью-Йорке, сообщает, что в архиве имеются
дипломы, выданные им при вступлении в Теософское общество в Лондоне в 1920
году.
Они глубоко почитали Е. П. Блаватскую.
Е.И.Рерих пишет**:
...Скажу, именно Е. П. Бл.[аватская] была огненной посланницей
Белого Братства. Именно, она была носительницей доверенного ей знания.
Именно из всех теософов лишь Е. П. Бл.[аватская] имела счастье получить
учение непосредственно от Вел.[иких] Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете.
Именно она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать
сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мертвых тенетах догм и устремлявшемуся
в тупик атеизма. Именно, только через Е. П. Бл.[аватскую] можно было приблизиться
к Б. Бр., ибо она была звеном в Иерархической Цепи. Но некоторые окружавшие
ее настолько были ниже этого огненного духа и сердца, что в великом самомнении
и самообольщении своем полагали достичь Высот, пренебрегая ее началом,
и в зависти своей осуждали, клеветали и поносили ее, все им давшую, все
им открывшую. Конечно; все эти самообольщенные гордецы ничего не достигли.
Ибо закон Иерархии непреложен. Для пользы дел, Махатмы переписывались с
некоторыми из ее сотрудников, но ни одного не допустили до ученичества.
В писаниях Е. П. Бл. и в «Письмах Махатм» Вы можете найти это утверждение.
... Е. П. Блаватская была послана в мир дать великий труд «Тайная Доктрина»
для сдвига сознания человечества, зашедшего в тупик, а также сказать правду
о спиритизме и тем предотвратить многие губительные последствия этого увлечения
при полном незнании лиц, прилежащих к нему, всех опасностей, сопряженных
с прикасанием к этой области потусторонних общений. В те дни спиритизм
быстро распространялся, особенно в Америке, и уже принимал безобразные
и опасные формы.
...Учение, принесенное Е. П. Бл.[аватской], сделало свое великое дело,
именно, по всему миру оно пробудило и сдвинуло с мертвой точки многочисленные
единицы сознания. И отделения теос.[офских] общ.[еств] очень способствовали
этому. Потому нельзя говорить, что опыт этот был неудачен.
...Е. П. Бл.[аватская] была великой мученицей, в полном значении этого
слова. Зависть, клевета и преследования невежества убили ее, и труд ее
остался незаконченным. Последний, заключительный том «Тайной Доктрины»
не состоялся. Так люди лишают себя самого высшего. ...
Уже летом 1924 года Елена Рерих перевела на русский язык избранные письма
из вышедших зимой в Лондоне Писем Махатм А. П. Синнетту.
Выдержки, главным образом философского содержания, составили книгу, которая
получила название Чаша Востока и увидела свет в том же году
в Париже. Позже Елена Рерих осуществила перевод двух томов Тайной
Доктрины.
Б. Цырков назвал этот труд выдающимся достижением.
Книга вышла в 1937 году в Риге, в издательстве
«Угунс» Латвийского общества Рериха, при ближайшем участии его членов.
Так, председатель Общества Рихард Рудзитис вычитывал рукопись перед сдачей
её в набор и вносил в текст последние изменения; все расходы по печатанию
книги взяли на себя секретарь Общества Гаральд Лукин, Жанис Мисинь и Климент
Вайчулёнис. Всего было отпечатано 2000 экземпляров. Часть тиража была разослана
друзьям и сотрудникам в другие страны, в том числе и в Россию. Оставшиеся
книги (непереплетённые из-за нехватки средств) долгие годы хранились в
доме Милды Риекстинь-Лицис, пока в 1949 году об этом не стало известно
органам госбезопасности; все книги вывезли на грузовиках и перемололи на
вторсырье как макулатуру. Сама же хранительница была осуждена на 10 лет
сибирских лагерей. В том же году были арестованы и осуждены на различные
сроки почти все члены Латвийского общества Рериха.
Значение и место этой книги в духовной эволюции людей,
десятки лет живших за «железным занавесом», невозможно переоценить. И по
сей день перевод Е. И. Рерих остаётся главным источником, знакомящим читателей
«шестой части суши» с идеями теософии. Сколько же экземпляров этой книги,
сначала тщательно переписываемых от руки, а позже размножаемых при помощи
копировальной техники, разошлось по всему Союзу, когда и за распространение,
и за чтение её грозила тюрьма! Пожалуй, трудно найти лучший пример жизненности
изложенных в ней идей.
Известно, что в советский период, особенно со второй
половины 70-х годов, в самиздате выходили переводы и других трудов Е. П.
Б. Как правило, они же используются при издании сочинений Е. П. Б. и в
наши дни. Однако самиздатовские переводы, в силу ряда вполне понятных причин,
по качеству своему весьма далеки от того, что считается профессиональным
переводом. Читая сегодня эти тексты, тиражируемые тысячами экземпляров
под видом полноценных книг, нередко недоумеваешь—действительно ли они служат
знакомству с идеями теософии и Е.П.Б. или, скорее, создают о них превратное
впечатление? Не потому ли часто, пробежав с десяток страниц, читатель приходит
к заключению, что Е.П.Б. чересчур сложна и непонятна? Несомненно одно—новое
время и иные возможности выдвигают новые требования к переводам теософских
трудов; но это, разумеется, тема для отдельного разговора. — Ред.
В 1924 году Николай Рерих создаёт картину «Вестник» и 31 марта пишет из
Дарджилинга президенту ТО Анни Безант:
Великая основательница Теософского общества Е.П.Блаватская
в своей ... статье подчеркнула важность Искусства. Она предвидела будущее
значение этой великой творческой силы, которая поможет построению грядущего
мира, ибо Искусство—это кратчайший мост, соединяющий разные народы. Мы
должны вечно помнить эту последнюю мысль великой личности, и основание
в Адьяре Музея Искусства, названного в честь Е. П. Блаватской, было бы
наиболее простым способом увековечить её. Такой музей привлёк бы представителей
всех видов Искусства и собрал бы новых людей в этом месте, где родилось
столько возвышенных идей. Если Общество согласится рассмотреть моё предложение,
я готов пожертвовать Музею Блаватской свою картину «Вестник», которая написана
здесь и посвящена памяти этой выдающейся женщины."
Предложение было принято, и 18 января 1925 года художник преподнёс это
произведение в дар Теософскому обществу в Адьяре.
Н.К.Рерих. Вестник.
Мадрасская газета сообщала:
Сняв покрывало с картины, проф. Рерих сказал: «В этом доме
Света позвольте мне вручить картину, посвящённую Елене Петровне Блаватской.
Пусть положит она начало будущему Музею Блаватской, девизом которого будет:
„Красота—одеяние Истины"». Сама картина... потрясает своей гаммой фиолетовых
тонов; на ней изображена женщина в буддийском храме, на заре отворяющая
двери вестнику.
Зинаида Фосдик, вице-президент Музея имени Н.Рериха в Нью-Йорке в 1949-83
гг., рассказала нам, что женщина на картине символизирует человечество,
а в вестнике, готовящемся вступить в храм, художник воплотил образ Е.П.Б.,
чья общественная деятельность на благо человечества началась в 1875 году.
В 1924-28 гг. состоялась грандиозная Трансгималайская экспедиция Рериха,
которая пересекла Тибет, двигаясь с севера на юг. В 1929 году семья Рерихов
поселяется в долине Кулу, на северо-западе Индии, где учреждается международный
институт гималайских исследований «Урусвати» и разворачивается широкая
исследовательская и общественная деятельность. Из Кулу Николай Рерих пишет
Борису Цыркову:
Спасибо за Ваше письмо от 30-го мая, только сегодня дошедшее
в наши далёкие горы. Радуюсь, что могу писать вам по-русски, а также радуемся
тому, что Вы близки Е. П. Б., которую мы так глубоко почитаем. Будет
время, когда её имя достойно и почитаемо прозвучит по всей Руси. И нам
очень ценно, что и Вы также об этом думаете...
В нынешнее армагеддонное время особенно необходимо, чтобы все философские,
духовные и культурные общества держались в полном единении. Когда мир весь
сотрясается от человеко-ненавистничества, то все, которые считают себя
принадлежащими к культуре, должны быть воедино, вместе. Никакие соображения
не могут оправдывать разрушительных делений. При всех мировых потрясениях
прежде всего страдает культура, а деятели её нередко оказываются разъединёнными
в силу каких-то предубеждений.
Вот и сейчас передо мною высятся снежные вершины горного перевала на
Тибет, и напоминают они о тех вечных истинах, в которых заключаются обновление
и совершенствование человечества. Учителя всегда готовы помочь, но ведь
эта помощь так часто людьми отвергается.
Сегодня молодое поколение России проявляет к Е. П. Блаватской огромный
интерес. Ведутся поиски в архивах, библиотеках и университетских собраниях,
и уже обнаружено более двадцати собственноручных писем Е. П. Б.
Важные сведения на этот счёт имеются в рукописи Елены Писаревой под
названием История русского теософского движения*. Там говорится, что в
1909 году, вместе с группой российских теософов, Писарева принимала участие
в Пятом международном конгрессе ТО в Будапеште. Возвращались российские
делегаты морем, через Афины, Константинополь и Одессу, где повидали двух
племянниц Е. П. Б., дочерей её сестры Веры. Принимали их очень радушно,
вручили им фотографии, портреты и другие ценные материалы, которые потом
были помещены в огромный альбом, хранившийся в Петербургском теософском
центре. Какое сокровище мы обретём, если найдутся эти материалы!
В России растёт интерес к теософии: повсюду возникают теософские группы
и объединения. Более того, 1991 год широко отмечался
в стране как Международный год Блаватской.
Однако утверждать, что уважительное отношение к Е. П. Б. преобладает,
будь то на её родине или в мире, пока ещё рано. В чём тут дело? Ответ подсказывает
статья Джеймса Прайса (1898):
Истинно великий человек настолько выше своих сограждан, что
оценить его по достоинству могут только следующие поколения; лишь немногие
из современников понимают его. Вблизи можно смотреть лишь на мелкое; чтобы
оценить большое, следует отступить на нужное расстояние. Есть такое предание:
в Древней Греции как-то понадобилось отобрать статую, достойную украсить
храм. Одна из фигур, представленных на суд, показалась до того грубой,
незавершённой и угловатой, что над нею только посмеялись. Тщательно обработанные
статуи одну за другой поднимали на большую высоту, на приготовленное место,—и
тотчас же спускали обратно, ибо детали были неразличимы с такого расстояния,
а отполированная до блеска поверхность отсвечивала, делая очертания фигуры
расплывчатыми. Но вот на место водрузили отвергнутую было статую, и судьи
замерли от восхищения, так она была хороша; ибо линии, казавшиеся внизу
грубыми, на расстоянии обрели плавность, и силуэт был ясным и чётким.
Если Е. П. Блаватская и казалась окружающим грубоватой, неотёсанной
и даже простоватой, то лишь потому, что была она отлита в форму титанов.
Она явно не вписывалась в свой век услужливо-любезных ортодоксий, условных
философских школ, пошлой и пустой обыденности. Подобно пророкам древности—ярая
как Илия, грандиозная как Исайя, таинственная как Иезекииль—она обрушивалась
с грозными иеремиадами на инфантилизм и лицемерие девятнадцатого века.
Она была предтечей, громко взывающей в пустыне верований. Она не принадлежала
своему веку. Её весть шла от великого прошлого и была обращена не к настоящему,
но к будущему. Ибо это настоящее было окутано тьмой материализма, и только
от далёкого прошлого исходил тот свет, которым можно было осветить будущее...
Она провозглашала—для всех, кто имел уши, чтобы слышать,—давно позабытые
истины, в коих ныне нуждается человечество. В век агностицизма она свидетельствовала
о Гносисе. Она принесла весть о великой Ложе, которая издревле известна
как «благой Пастырь» человечества.
Рассказ о Елене Петровне Блаватской мы завершаем строками, вышедшими из-под
её пера. Эту запись обнаружили в ящике письменного стола после кончины
её физического тела, последовавшей 8 мая 1891 года:
Есть путь крутой и тернистый, полный всевозможных
опасностей,—но всё же путь; и ведёт он к Сердцу Вселенной. Я могу рассказать,
как найти Тех, кто покажет вам тайный ход, ведущий только вовнутрь... Того,
кто неустанно пробивается вперёд, ждёт награда несказуемая: сила даровать
человечеству благословение и спасение. Того же, кто терпит неудачу, ждут
другие жизни, в которых может прийти успех.
Е. П. Б.
* - текст из книги С.Крэнстон. Е.П.Блаватская.
** - Письма Елены Рерих. т.1, 8.09.1934, 15.11.1934.
|