Глава 1СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ ТЕОСОФИИВскоре после смерти Е.П.Б. Джадж вспоминал:
Некоторых сторон этого влияния мы уже коснулись. Теперь же рассмотрим, как влияла теософия на науку, религию, искусство, психологию и прочие области человеческой деятельности в конце девятнадцатого и двадцатом веках. В этой части книги приводятся свидетельства того, что в Тайной Доктрине Е. П. Б. предвосхитила многие грядущие научные открытия. Она, впрочем, не претендовала на роль первооткрывателя, ибо считала себя не более чем проводником мудрости, известной древним, которую сама узнала от своих учителей. Не притязала она и на то, что всегда была предельно точна при передаче этого знания, — ни она, ни её учителя никогда не притязали на абсолютную непогрешимость. Вполне естественно предположить, что в двадцатом веке влияние Е.П.Б. с особенной силой проявилось среди теософов в разных теософских объединениях.2 Но тема эта слишком обширна, чтобы пытаться изложить её здесь хотя бы в общих чертах. Влияние Е. П. Б. обнаруживается порой в самых неожиданных областях, что явствует, например, из письма главы епископальной епархии Лос-Анджелеса Эрика Блуа, ныне отошедшего от дел. Письмо написано 18 ноября 1971 года на официальном бланке и адресовано Борису Цыркову:
В качестве другого примера можно назвать раввина Джошуа Либермана, известного в 40-е и 50-е годы нашего века своими выступлениями по многим каналам американского радиовещания. В одной из передач он упомянул несколько книг, в которых черпал вдохновение, в том числе книгу Роберта Кросби "Дружелюбный философ". Радиослушатели были бы удивлены, узнав, что в подзаголовке её значится: "Письма и беседы о теософии и теософской жизни". В 1909 году Кросби основал Объединённую ложу теософов. Говоря о деятельности Е. П. Блаватской с 1875 года и до её смерти, Кросби отмечал:
Примечательные события происходили тогда в области религии и науки, и все они, похоже, были связаны с влиянием Е. П. Б. и её учителей. Ссылки на литературу 1 -- 258 - Примечания |