Глава 2ВСЕМИРНЫЙ ПАРЛАМЕНТ РЕЛИГИЙВ сентябре 1893 года на Всемирной выставке в Чикаго, приуроченной к празднованию 400-летия открытия Америки Христофором Колумбом, происходило нечто поистине уникальное — Парламент религий всего мира. Рассказывает видный исследователь "американского" буддизма Рик Филдс:
Открывая Парламент религий, его председатель Джон Генри Бэрроуз отметил: "Подобно белому свету Небес, религия распалась на множество разноцветных фрагментов, преломившись в призмах человеческого восприятия. Одна из задач Парламента религий — вернуть это многоцветное сияние к белому свету небесной истины".4 Члены многочисленных христианских конфессий никогда прежде не собирались вместе, а представителей главных религий Востока никогда ещё не приглашали на Запад. Е. П. Б., отдавшая столько сил во имя достижения подобного согласия, наверное с радостью приняла бы участие в работе Парламента. Нет ничего удивительного в том, что некоторые христианские конфессии отказались принять в нём участие. Так, глава англиканской церкви архиепископ Кентерберийский заявил, что "христианская религия есть единственная Религия", и добавил, что не понимает, "как может эта религия считаться участником Парламента религий, не признав тем самым равенство всех возможных участников и равноправность их позиций и притязаний".5 На открытии с приветственными речами выступили протестантские лидеры, католический кардинал из Нью-Йорка, раввины, святые мужи и пандиты с Востока. Профессор Карл Джэксон в книге "Восточные религии и американская мысль" пишет:
Дхармапала и Чакраварти представляли одновременно и Теософское общество. Среди других делегатов-теософов были Уильям Джадж и Джирах Бак из Соединённых Штатов, Анни Безант и Изабел Купер-Оукли из Англии. Какое-то время казалось, что Теософскому обществу вообще будет отказано в представительстве. Сначала заявление на участие попало в Комитет Общества психических исследований, но его председателем оказался Эллиот Коуз, так что на положительный ответ можно было и не рассчитывать. Тогда ТО отослали в Комитет моральных и социальных реформ, которым руководила сестра Коуза! В результате прошло шесть месяцев, а ТО по-прежнему не имело представительства на Парламенте. Наконец в апреле 1893 года Джордж Райт, представитель ТО в Чикаго, был вызван к председателю Парламента. Райт рассказывает: "У меня перехватило дыхание, когда он сообщил мне, что Комитет по религиям единодушно согласился предоставить ТО возможность провести свой собственный конгресс в рамках Парламента, а я назначен председателем организационного комитета".7 Уильям Джадж, международный вице-президент ТО, инициатор участия теософов в Парламенте, был назначен председателем Теософского конгресса. На конгресс отвели два дня, 15 и 16 сентября. Но желающих присутствовать оказалось столько, что Парламент дал согласие ещё на два дополнительных собрания в конце недели, причём одно из них разрешили провести в наиболее удобное время, в восемь вечера. На последнем собрании были заняты все четыре тысячи мест, сотни людей стояли у стен и в проходах между рядами. Анни Безант посвятила две лекции идеям кармы и перевоплощения, связав их с социальными проблемами; несколько других ораторов-теософов также уделили много внимания этим идеям. На основном Парламенте Джадж выступил с обширной лекцией об "утерянном звене христианства", как он часто называл учение о перевоплощении. На следующий вечер, также на Парламенте, он рассмотрел это учение с точки зрения универсального закона циклов. Его речь была прервана одним из распорядителей Парламента — пресвитерианским священником, объявившим, что поскольку в пресвитерианской секции никого нет, то часть присутствующих, по-видимому, оказалась здесь явно по ошибке и их просят немедленно перейти в другой зал. В огромной аудитории никто даже не шелохнулся!8 В заключительной речи при закрытии Парламента Дж. Г. Бэрроуз заявил:
Однако историк Карл Джэксон обнаружил, что не все отзывы носили подобный характер:
Как далека эта точка зрения от взглядов, господствовавших на Западе
каких-нибудь восемнадцать лет назад, когда Е.П.Б. начинала свою
общественную деятельность, выступая против представления об азиатах
как о невежественных дикарях, а об их религии — как о шутовском
наряде, скроенном из лоскутов суеверий. Впрочем, попытки подобного
рода предпринимались и до неё. Американские трансценденталисты
Эмерсон, Торо и Уитмен открыто говорили о своём восхищении Востоком.
Можно упомянуть и сэра Эдвина Арнолда, автора знаменитой поэмы о жизни
Будды "Свет Азии" и перевода Бхагавадгиты, вышедшего под названием
"Небесная Песнь", — это английское переложение древнего памятника
религиозно-философской мысли Индии очень любил Ганди.*
В одном из интервью сэра Эдвина спросили, был ли он знаком с г-жой Блаватской. Он ответил:
В книге настоятеля собора в Калгари преп. Пэджета читаем: "Едва речь зашла о г-же Блаватской, сэр Эдвин упомянул о своём знакомстве с ней и о её выдающихся познаниях".12 Е.П.Б., в свою очередь, высоко ценила Арнолда. Так, в завещании от 31 января 1885 года она просит друзей собираться ежегодно в день её смерти и читать отрывки из Света Азии Арнолда, а также из Бхагавадгиты.13 Этот день празднуется теперь теософами во всём мире как День Белого Лотоса. Название это придумал полковник Олкотт: в первую годовщину смерти Е.П.Б. в Адьяре необыкновенно пышно цвели лотосы.14 Ссылки на литературу 1 -- 258 - Примечания |