Предыдущая | Оглавление


Глава 2

ВСЕМИРНЫЙ ПАРЛАМЕНТ РЕЛИГИЙ

В сентябре 1893 года на Всемирной выставке в Чикаго, приуроченной к празднованию 400-летия открытия Америки Христофором Колумбом, происходило нечто поистине уникальное — Парламент религий всего мира. Рассказывает видный исследователь "американского" буддизма Рик Филдс:

"Чтобы разместить всю экспозицию, на берегах озера Мичиган был выстроен целый город. Блистательные дворцы "белого города" напоминали о великих империях прошлого — Греции, Риме, Египте, Италии времён Ренессанса... Организаторы разослали по всему миру более десяти тысяч писем [с приглашениями], и отклик на них превзошёл самые оптимистические ожидания."

Открывая Парламент религий, его председатель Джон Генри Бэрроуз отметил: "Подобно белому свету Небес, религия распалась на множество разноцветных фрагментов, преломившись в призмах человеческого восприятия. Одна из задач Парламента религий — вернуть это многоцветное сияние к белому свету небесной истины".4

Члены многочисленных христианских конфессий никогда прежде не собирались вместе, а представителей главных религий Востока никогда ещё не приглашали на Запад. Е. П. Б., отдавшая столько сил во имя достижения подобного согласия, наверное с радостью приняла бы участие в работе Парламента.

Нет ничего удивительного в том, что некоторые христианские конфессии отказались принять в нём участие. Так, глава англиканской церкви архиепископ Кентерберийский заявил, что "христианская религия есть единственная Религия", и добавил, что не понимает, "как может эта религия считаться участником Парламента религий, не признав тем самым равенство всех возможных участников и равноправность их позиций и притязаний".5

На открытии с приветственными речами выступили протестантские лидеры, католический кардинал из Нью-Йорка, раввины, святые мужи и пандиты с Востока. Профессор Карл Джэксон в книге "Восточные религии и американская мысль" пишет:

"Ряд делегатов из Азии были теософами, в том числе Киндза Хираи и Дхармапала, главные представители буддизма на этом конгрессе.* В речи [Хираи] "О синтезе религии" говорилось о грядущем слиянии всех религий, и в этом явственно угадывалось влияние теософии. Дхармапала... был ещё более тесно связан с теософией: он был преданным помощником и личным секретарём Олкотта в работе на Шри-Ланке.

Теософом был прежде и самый эксцентричный делегат Парламента Александр Рассел Уэбб, или "Мохаммед" Уэбб, как он предпочитал называть себя... Олкотт, который разговаривал с Уэббом в 1892 году, вскоре после его отставки с поста американского посла в Маниле, утверждает, что Уэбб был "горячим защитником буддизма" за "несколько месяцев до того, как принял ислам". На вопрос о причине такой перемены во взглядах Уэбб сообщил Олкотту, что "хотя он и сделался мусульманином, он не перестал быть убеждённым теософом", и что "ислам, как он его понимает", находится "в полном согласии" с теософией. Пылкая защита Уэббом ислама произвела в Парламенте сенсацию. Присутствовал на конгрессе и профессор Г. Н. Чакраварти, который вместе с Вивеканандой представлял в Парламенте индуизм..."6
_________
* Напомним, что Дхармапала был учеником Е.П.Б. и что именно она посоветовала ему изучать пали и проповедовать буддизм. — С. К.

Дхармапала и Чакраварти представляли одновременно и Теософское общество. Среди других делегатов-теософов были Уильям Джадж и Джирах Бак из Соединённых Штатов, Анни Безант и Изабел Купер-Оукли из Англии.

Какое-то время казалось, что Теософскому обществу вообще будет отказано в представительстве. Сначала заявление на участие попало в Комитет Общества психических исследований, но его председателем оказался Эллиот Коуз, так что на положительный ответ можно было и не рассчитывать. Тогда ТО отослали в Комитет моральных и социальных реформ, которым руководила сестра Коуза! В результате прошло шесть месяцев, а ТО по-прежнему не имело представительства на Парламенте.

Наконец в апреле 1893 года Джордж Райт, представитель ТО в Чикаго, был вызван к председателю Парламента. Райт рассказывает: "У меня перехватило дыхание, когда он сообщил мне, что Комитет по религиям единодушно согласился предоставить ТО возможность провести свой собственный конгресс в рамках Парламента, а я назначен председателем организационного комитета".7

Уильям Джадж, международный вице-президент ТО, инициатор участия теософов в Парламенте, был назначен председателем Теософского конгресса. На конгресс отвели два дня, 15 и 16 сентября. Но желающих присутствовать оказалось столько, что Парламент дал согласие ещё на два дополнительных собрания в конце недели, причём одно из них разрешили провести в наиболее удобное время, в восемь вечера. На последнем собрании были заняты все четыре тысячи мест, сотни людей стояли у стен и в проходах между рядами. Анни Безант посвятила две лекции идеям кармы и перевоплощения, связав их с социальными проблемами; несколько других ораторов-теософов также уделили много внимания этим идеям. На основном Парламенте Джадж выступил с обширной лекцией об "утерянном звене христианства", как он часто называл учение о перевоплощении. На следующий вечер, также на Парламенте, он рассмотрел это учение с точки зрения универсального закона циклов. Его речь была прервана одним из распорядителей Парламента — пресвитерианским священником, объявившим, что поскольку в пресвитерианской секции никого нет, то часть присутствующих, по-видимому, оказалась здесь явно по ошибке и их просят немедленно перейти в другой зал. В огромной аудитории никто даже не шелохнулся!8

В заключительной речи при закрытии Парламента Дж. Г. Бэрроуз заявил:

"Парламент показал, что христианство по-прежнему остаётся великим движителем человечества... что нет учителя, равного Христу, и нет Спасителя, кроме Христа... Представителям Востока не следует истолковывать ту учтивость, с которой их принимали здесь, за готовность американского народа заменить восточной верой свою собственную."9

Однако историк Карл Джэксон обнаружил, что не все отзывы носили подобный характер:

"Наблюдатели постоянно отмечали благоприятное впечатление, которое оставляли лекторы из Азии. Утверждая, что Парламент стал "фактом", с "принципами и уроками" которого американское христианское сознание "больше не сможет не считаться", Флоренс Уинслоу приписывает это воздействие главным образом "сильным личностям" тех, кто представлял на нём индуизм, буддизм, конфуцианство и синтоизм. Их "серьёзность, энергичность, преданность и духовность" в пух и прах разбили убеждение, что восточные религии "падут или исчезнут бесследно" перед торжествующим христианством. Она с похвалой отозвалась о Дхармапале как о "кротчайшем из людей, почти христианине в своём почтении к Христу", и она же называет Вивекананду "одним из самых образованных людей" своего века и "великолепным оратором".

На Люси Монро, освещавшую ход Парламента... Дхармапала и Вивекананда произвели сильнейшее впечатление. Она назвала их "самыми яркими фигурами в Парламенте" и высказала предположение, что "наиболее ощутимым результатом" работы Парламента было "чувство, возникшее по отношению к иностранным делегациям". "Англоязычная аудитория воочию убедилась в том, как нелепо поручать полуобразованным богословам поучать мудрых и эрудированных представителей Востока"."10

Как далека эта точка зрения от взглядов, господствовавших на Западе каких-нибудь восемнадцать лет назад, когда Е.П.Б. начинала свою общественную деятельность, выступая против представления об азиатах как о невежественных дикарях, а об их религии — как о шутовском наряде, скроенном из лоскутов суеверий. Впрочем, попытки подобного рода предпринимались и до неё. Американские трансценденталисты Эмерсон, Торо и Уитмен открыто говорили о своём восхищении Востоком. Можно упомянуть и сэра Эдвина Арнолда, автора знаменитой поэмы о жизни Будды "Свет Азии" и перевода Бхагавадгиты, вышедшего под названием "Небесная Песнь", — это английское переложение древнего памятника религиозно-философской мысли Индии очень любил Ганди.*
_________
* В 1888 году, в знак признания трудов Э. Арнолда, королева Виктория пожаловала ему звание кавалера ордена Британской империи II степени. После смерти Теннисона в 1892 году она желала, чтобы именно Арнолд стал поэтом-лауреатом Англии, но премьер-министр Гладстон настоял на другом кандидате — протестанте.

В одном из интервью сэра Эдвина спросили, был ли он знаком с г-жой Блаватской. Он ответил:

"Я хорошо знал г-жу Блаватскую, я знаком и с полковником Олкоттом, и с А. П. Синнеттом, и у меня нет сомнений, что теософское движение оказало мощное воздействие на человечество. Оно заставило огромное количество людей понять то, что всегда понимала Индия, — важность вещей незримых. Истинная вселенная — та, которую мы не видим, и самый простой индийский крестьянин впитывает это с молоком матери. Теософы внушили нынешнему поколению мысль о необходимости признать существование незримого. Чувства крайне ограниченны, и каждому следует знать, что за пределами чувств простирается неограниченное поле для совершенствования."11

В книге настоятеля собора в Калгари преп. Пэджета читаем: "Едва речь зашла о г-же Блаватской, сэр Эдвин упомянул о своём знакомстве с ней и о её выдающихся познаниях".12

Е.П.Б., в свою очередь, высоко ценила Арнолда. Так, в завещании от 31 января 1885 года она просит друзей собираться ежегодно в день её смерти и читать отрывки из Света Азии Арнолда, а также из Бхагавадгиты.13 Этот день празднуется теперь теософами во всём мире как День Белого Лотоса. Название это придумал полковник Олкотт: в первую годовщину смерти Е.П.Б. в Адьяре необыкновенно пышно цвели лотосы.14


Ссылки на литературу 1 -- 258 -    Примечания


К началу
Следующая | Оглавление