Предыдущая | Оглавление
Глава 8
МИФЫ, СНЫ И КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
В Тайной Доктрине символам и мифам придаётся такое значение, что им
посвящено около трети каждого тома. В первом томе этой теме отведено
15 глав, и Е. П. Б. так приступает к ней:
"Изучение скрытого смысла во всех религиозных и мирских легендах
каждого народа, великого или малого, — и особенно изучение традиций
Востока, — занимало большую часть жизни автора настоящего труда*.
Она разделяет убеждение, что ни один мифологический рассказ, ни
один передаваемый из поколения в поколение эпизод народных сказаний
никогда, ни в какие времена не был вымыслом, а имел действительную,
историческую подоплёку. В этом автор расходится с теми учёными,
изучающими символизм, как бы ни были они авторитетны, которые в каждом
мифе видят только ещё одно доказательство суеверности древних... С
подобными поверхностными мыслителями замечательно разделался Джералд
Мэсси, поэт и египтолог... Его острая критика достойна воспроизведения
в этой части нашего труда, ибо она вполне созвучна нашим чувствам,
публично высказанным ещё в 1877 году, когда была написана
Разоблаченная Исида. [Мэсси утверждает:]
"На протяжении последних тридцати лет профессор Макс Мюллер учил в
своих книгах и лекциях, в "Таймс" и различных журналах, с трибуны
Королевского общества, с кафедры Вестминстерского аббатства и со своей
кафедры в Оксфорде, что мифология есть болезнь языка и что древний
символизм был результатом чего-то вроде дефекта первобытного мышления.
"Мы знаем, — говорит Ренуф, вторя Максу Мюллеру... — мы знаем, что
мифология есть именно болезнь, которая возникает на известной ступени
человеческой культуры"...
_________
* Йейтс в Автобиографии говорит о Блаватской: "Я знал, что у неё в
памяти хранится весь мировой фольклор".192 — С. К.
[На это Мэсси отвечает:] Когда теоретик-метафизик видит в мифологии
болезнь языка или чего бы то ни было, но только не своего собственного
мозга — иначе чем фантазированием это назвать нельзя. Происхождение и
смысл мифологии совершенно не поняты этими "солярниками"... Мифология
была первоначальным методом мышления древних. Она основывалась на
естественных фактах и по-прежнему находит подтверждение во многих
явлениях. В ней нет ничего от умопомешательства, ничего иррационального,
если рассматривать её в свете эволюции и если полностью понят её
способ выражения идей посредством языка символов. Умопомешательство
заключается в том, чтобы принимать её за историю человечества или за
Божественное Откровение. Мифология есть хранилище древнейшей науки
человеческой...""193
Взгляды сэра Джеймса Фрэзера, известного автора многотомной "Золотой
ветви", сходны с точкой зрения Макса Мюллера. Профессор Мирче Элиаде
пишет: "На протяжении 20000 страниц [Фрэзер] говорит о том, что все
мысли, фантазии и устремления архаичного человека, его мифы и обряды,
его боги и религиозный опыт — только чудовищная мешанина из жестокости,
зверств и суеверий, благополучно преодолеваемых научным прогрессом
человечества".194
В двадцатом веке отношение к легендам и мифам стало меняться.
Появились работы Карла Юнга, "Забытый язык" Эриха Фромма и
"Тысячеликий герой" Джозефа Кэмпбелла. В Забытом языке Фромм пишет:
"Сновидения древнего и современного человека пишутся на том же языке,
что и мифы, сложенные на заре человеческой истории... Но современный
человек помнит этот язык только во сне, а наяву забывает. Насколько
важно для нас понимать его, когда мы бодрствуем?.. Полагаю, что язык
символов — это именно тот чужой язык, которым должен овладеть каждый.
Понимая его, мы можем прикоснуться к одному из самых значительных
источников мудрости — мифу, и познать глубинные уровни нашей
собственной личности."
В Тысячеликом герое Джозеф Кэмпбелл расширяет наше понимание того, что
есть миф:
"...Миф — это тайная дверь, через которую неистощимые энергии космоса
проникают в культурную деятельность человечества. Религии, философии,
искусства, общественные формы первобытного и исторического человека,
основные открытия в науке и технике, наши сновидения, врывающиеся
в сон, — всё это всплывает из основного, магического кольца мифа...
Символы мифологии не создаются, их нельзя заказать, придумать или
навсегда заглушить. Они — спонтанный продукт психики, и каждый символ
несёт в себе неповрежденный зародыш, сохраняющий всю силу
первоисточника"."195
Когда читаешь такое, то естественным образом возникает вопрос, а не
был ли Кэмпбелл знаком с теософией? Из его биографии "Пламя в сознании"
мы узнаём, что Кэмпбелл много общался с теософами. Биографы отмечают,
что в 1928 году, когда Кэмпбелл задумал кругосветное путешествие, он
был "поражен тем, как естественно его интерес к теософии и Востоку
вписался в план путешествия и исследований; именно в это время у него
начало появляться ощущение внутреннего центра, которого прежде ему так
остро недоставало".196
В "Силе мифа" Кэмпбелл говорит: "Фрейд и Юнг одинаково полагали, что
миф уходит корнями в бессознательное".197 Юнг, выдвинувший идею о
"коллективном бессознательном", определяет это понятие следующим
образом:
"Более или менее поверхностный слой бессознательного — несомненно
личностный... но это личностное бессознательное покоится на другом,
более глубоком слое, не связанном с личным опытом... Этот врождённый
и более глубокий слой я называю коллективным бессознательным... его
содержание и поведенческие формы более или менее одинаковы повсюду и
у всех индивидов... и, таким образом, коллективное бессознательное
представляет собой некий общий психический субстрат, сверхличностный
по своей природе и присущий каждому из нас."198
Одним из доказательств его существования, говорит Юнг, служит то, что
"мифы и волшебные сказки мировой литературы содержат определённые
мотивы, встречающиеся повсюду", и добавляет, что они составляют "часть
наследуемой структуры психики и поэтому могут спонтанно проявляться...
везде и в любое время".199
Поразительно, что ту же идею можно обнаружить в следующих строках
Тайной Доктрины, написанных гораздо раньше:
"Воображение масс, как бы ни было оно беспорядочно и хаотично, никогда
не могло бы представить и создать ex nihilo такое количество чудовищ,
такое богатство невероятнейших сказок, не имей оно, в качестве ядра,
тех зыбких воспоминаний, затемнённых и неясных, которые соединяют
разорванные звенья цепи времени, образуя из них таинственную,
сотканную из грёз основу нашего коллективного сознания" (курсив
наш. — С. К.)200
Юнг как-то написал, что первое соприкосновение Запада с индийской
философией "было уделом философов и санскритологов", прибавив:
"Но вскоре теософское движение, зачинательницей которого была г-жа
Блаватская, впитало традиции Востока и содействовало самому широкому
их распространению".201
—————————
К началу нашего столетия Зигмунд Фрейд сформулировал теорию о том, что
в сознании каждого индивида имеется область бессознательного, хранящая
вытесненные или забытые идеи. Эта область часто оказывает неблагоприятное
воздействие на человека, но сам он этого не сознаёт.
В дневнике Мирче Элиаде от 6 июня 1964 года есть следующая запись о
работе Фрейда, посвященной сновидениям:
Фрейд работал над "Traumdeutung"*, английские теософы в это же время
говорили об "акашной истории" и "памяти природы", то есть о том, что
природа никогда не забывает того, что однажды произошло. Память о
событиях — космических, исторических, личных — хранится в разных
природных объектах. Некоторые люди — те, кто обладают "надлежащим
психически настроенным умом", — могут при контакте с определёнными
осязаемыми объектами успешно воспроизводить сокрытую в них историю.
_________
* Толкование снов (нем.). — Ред.
Интересно, что и Фрейд считает, что человек на самом деле не забывает
ничего из случившегося с ним в детстве. Всё можно вспомнить (при
помощи психоаналитика) на основе не "осязаемых объектов", а образов...
Теория акашной истории, о которой рассуждали теософы... по своей
структуре соответствует теории Фрейда. Фрейд был увлечён оккультизмом.
Не зачитывался ли он теософскими книгами, вошедшими в моду после 1895
года и особенно популярными как раз в 1898 году?202
Биограф Фрейда Эрнест Джонс утверждает, что оккультизм "поистине
разрушал" Фрейда и "сбивал его с толку".203
Отметим, что за десять лет до Фрейда Е. П. Б. писала о вытесненных
или забытых мыслях, сохраняющихся в подсознании. В статье "Память при
умирании" Е. П. Б. одобрительно цитирует книгу Эдгара Кине "Творение":
"Те наши мысли, которые мы не сумели сформулировать, оседают в самых
глубинах нашего существа, стоит только нам их отринуть"... Когда наша
воля устремляется за ними в погоню, "они отступают ещё дальше, ещё
глубже — кто знает, в какие фибры; но там они остаются, чтобы править
нами и воздействовать на нас непрошенно и неведомо для нас самих".
Да... невидимые и ускользающие от нашего восприятия, они однако же
действуют, и тем самым закладывают основу наших будущих поступков и
мыслей, и обретают власть над нами, пусть даже мы никогда не
вспоминаем о них и чаще всего не ведаем о самом факте их существования."
(курсив наш. — С. К.)204
Чтобы дать выход этим подсознательным чувствам, Фрейд рекомендовал
психиатрам и психоаналитикам изучать сны пациентов. Постепенно врачи
выделили несколько типов снов, свидетельствующих о вытесненном
влечении к противоположному полу; другим типам снов нашли иное
объяснение.
"Сонники" тоже приписывают определённое значение конкретным снам.
Однако Е. П. Б. отрицательно относилась к такого рода толкованиям. В
приложении к "Протоколам Ложи Блаватской", посвященном сновидениям, на
вопрос "Существуют ли способы истолкования снов — подобные, например,
тем, что приводятся в сонниках?" она отвечает: "Никаких, кроме
способности к ясновидению и духовной интуиции у "интерпретатора"".205
Говоря о способности к ясновидению, она, скорее всего, не имела в
виду ясновидцев, предлагающих платные услуги, поскольку считала, что
невозможно доверять сообщаемой ими информации.
Там же Е. П. Б. указывает, что сны можно в общих чертах разделить на
семь классов:
"1. Пророческие сны. Их запечатлевает в нашей памяти Высшее Я, и они,
как правило, просты и ясны: это либо голос, либо предвидение грядущих
событий.
2. Аллегорические сны, или смутные проблески реалий, уловленные мозгом
и искажённые нашей фантазией. Обычно они верны лишь отчасти.
3. Сны, посланные адептами, благими или наоборот, либо месмеризаторами,
либо очень сильными сознаниями, которые пытаются навязать нам свою волю.
4. Ретроспективные сны — о событиях из прошлых жизней.
5. Сны-предостережения для других людей, не способных к их
непосредственному восприятию.
6. Путаные сны, причины которых обсуждались выше.
7. Обычные фантазии или хаотичные картины, связанные с пищеварением,
расстройством психики и тому подобными внешними причинами".206
К классу аллегорических снов, в таком случае, будут относиться сны,
исходящие от коллективного бессознательного, но с конкретным смыслом
для того, кто их видит. В Тайной Доктрине указывается, что "поскольку
имеется семь ключей к толкованию каждого символа и аллегории, то ключ,
который не подходит по смыслу с точки зрения, скажем, психологической
или астрономической, будет тем не менее вполне правильным с точки
зрения физической или метафизической".207
Ссылки на литературу 1 -- 258 -
Примечания
|