Предыдущая | Оглавление


Глава 9

ТЕОСОФИЯ И "НОВЫЙ ВЕК"

Мартовский выпуск журнала "Макколлз" за 1970 год был почти целиком посвящен "оккультному взрыву", и редакционная статья называет Е. П. Б. "Матерью-основательницей оккультизма в Америке". Наибольший интерес в нём представляет статья знаменитого американского писателя Курта Воннегута "Таинственная госпожа Блаватская", откуда и взяты следующие строки:

"Я попытался увидеть госпожу Блаватскую, так сказать, изнутри — прислушиваясь к ней самой и к тем, кто её любил. С таким же успехом я мог предположить, что жизнь её была пошлым фарсом, и усердно цитировать многочисленных врагов, которые считали её бессовестной аферисткой. Как минимум, госпожа Блаватская познакомила Америку с мудростью Востока, в которой страна и тогда, и теперь весьма нуждается... Поэтому я говорю: "Мир и честь госпоже Блаватской!" Мне страшно нравится, что она была американской гражданкой... При всех своих странностях это была очень славная женщина: всех людей она почитала своими братьями и сестрами — она была гражданкой мира. Между прочим, у неё есть и такие слова:

"Не допускай, чтобы палящее Солнце осушило хоть единую слезу боли прежде, чем ты сам сотрёшь её с очей страждущего."208

Виват!"209

Там же Воннегут приводит одно из высказываний Е. П. Б. о духовных силах человека:

"Ибо побуждение, и только побуждение, обращает любое применение силы в чёрную (пагубную) или белую (благотворную) магию. Невозможно применить духовные силы тому, в чьей душе остался хоть малейший след себялюбия. Ибо, если только его намерения не вполне чисты, духовное превратится в психическое, будет действовать в сфере астральной и может привести к ужасным последствиям. Свойства и силы животной природы могут быть одинаково использованы как людьми себялюбивыми и мстительными, так и бескорыстными и всепрощающими; тогда как способности и силы духа доступны только тем, чьё сердце совершенно чисто, — и это и есть БОЖЕСТВЕННАЯ МАГИЯ."210

Если сравнить представления Е. П. Б. об истинном оккультизме с тем, что обычно понимается под этим словом, то не приходится сомневаться, что сама она отклонила бы подобную честь — называться "Матерью-основательницей оккультизма в Америке". Что же касается псевдооккультизма и его роли в движении "Новый век", то, по классификации Дейвида Спэнглера — ведущего пропагандиста этого движения, — он относится ко второму из четырёх уровней, на которые может быть подразделён "Новый век".

В колледже Спэнглер страстно увлекался наукой, а затем целиком посвятил себя "Новому веку". Он был одним из главных координаторов знаменитой общины в Финдхорне (на севере Шотландии), а ныне возглавляет "Лорианскую ассоциацию" в Соединённых Штатах, преподаёт в различных колледжах и выступает с лекциями в США и Канаде. Четыре уровня "Нового века" Спэнглер характеризует так:

"[Первый уровень] есть что-то вроде фирменного знака, со всем набором коммерческих атрибутов. Представление о нём несложно составить по журналам "Новый век" и "Журнал Восток-Запад", продающимся по всей стране, или по любой из бесчисленных реклам типа: покупайте туфли нового века, носите одежду нового века, пользуйтесь нововековской зубной пастой, отоваривайтесь в нововековских магазинах, обедайте в нововековских ресторанах под мягкие звуки всё той же нововековской музыки.

Второй уровень я называю — "новый век как волшебство". При этом подходе отдельные люди или группы людей увлечены собственными фантазиями о своих приключениях и [обретённых ими] силах, принимающими обычно оккультную или милленаристическую* форму. В эту категорию попадают многие уфологические группы. Отличительной чертой этого уровня служит привязанность к личному миру самовыражения с последующим (хотя и не всегда очевидным) уходом от мира. [На этом уровне] "Новый век" оказался заселённым странными экзотическими существами, в том числе инопланетянами, с которыми общаются контактёры, как заявляют они сами. Это сфера психических сил и оккультных тайн. К сожалению, чаще всего слова "Новый век" встречаются именно в этом контексте...
_________
* Учение о тысячелетнем царстве Иисуса Христа, которое начнется со Вторым пришествием. — Ред.

На третьем уровне "Новый век" предстаёт как образ перемен. Здесь его отличительной характеристикой выступает идея трансформирования, обычно в значении сдвига парадигмы, или изменения основных представлений и ценностей, укоренившихся в данной культуре. Для читающей публики наиболее популярно изложен именно этот образ "Нового века" — например в таких книгах, как "Неполный путеводитель по будущему" Уиллиса Хармана, "Заговор Водолея" Мерилин Фергюсон, "Поворотная точка" физика Фритьофа Капры. Именно этот уровень обсуждается на многочисленных международных и региональных конференциях, диспутах футуристов и социологов-теоретиков и исследуется в государственных программах... В этом контексте идея о возникновении новой культуры обычно преподносится посредством социальных, экономических и технологических терминов, а не духовных...

На четвёртом уровне "Новый век" — явление в основе своей духовное; это рождение нового сознания, нового осознания и восприятия жизни... Это новый век как состояние бытия, как взаимообогащающий способ общения между людьми. В отличие от второго уровня — уровня психического и духовного волшебства, на котором всё подчинено скорее духовному переживанию, это уровень сосредоточения на духовном делании, то есть служении."211

Спэнглер цитирует книгу Льюиса Мамфорда "Преображение человека":

"Мы живём на пороге нового века — века открытого мира и человека, способного играть свою роль в этой гораздо более богатой сфере. Это век обновления, когда работа и досуг, познание и любовь сольются, чтобы произвести новую форму для каждого этапа жизни и придать более высокую траекторию всей жизни в целом."212

В качестве примера четвёртого уровня, на котором "обсуждается и проповедуется идея нового века как духовного феномена", Спэнглер приводит деятельность различных метафизических и эзотерических групп, таких как Теософское общество.213 В 1977 году Спэнглер выступил с двумя лекциями о теософии. Одна из них состоялась 15 октября в Ферндейле, Детройт:

"Я услышал о Теософском обществе и теософии, когда мне было лет 15 или 16, но с теософскими работами познакомился только после двадцати. К этому времени я уже имел разносторонний внутренний опыт, убедивший меня в многомерности нашего мира... Начав выступать с лекциями, я ощутил потребность в более глубоком и более упорядоченном миропонимании... Меня отослали к теософии. Это было в 1965 году."

Далее Спэнглер перешёл к обзору истории западной цивилизации до появления на сцене современной теософии. Он начал с того времени, когда римское христианство вытеснило кельтское и Ватикан обрёл верховную власть. Затем последовало интеллектуальное восстание людей с научным мышлением, которые ограничили поле своих исследований лишь тем, что может быть познано с помощью пяти чувств. По словам Спэнглера, они распределили знание по маленьким клетушкам и полагали действительным только это знание, игнорируя 90 процентов вселенной — её невидимую часть.

Спэнглер продолжает:

"Но вот приходит нечто, сотрясающее клетушки наук и заставляющее взглянуть на мир по-новому. Что же это, настолько грандиозное, настолько мощное, настолько необычное, чтобы сотрясти клетушки наук в недрах материализма девятнадцатого века? Женщина, дымящая папироской, по имени госпожа Блаватская. Вот существо, сумевшее показать, что отдельные научные предположения — всего лишь предположения. Все мы многим обязаны ей, неважно, теософы мы или нет... Она воистину первопроходец; настоящий Коперник, если угодно.

...Вместе с г-жой Блаватской в мир явились Т[еософское] Д[вижение] и теософия. Теософия была частью орудия, призванного воскресить знание о том, что всё в мире, имеющее смысл, но сокрытое от наших пяти чувств, есть знание эзотерическое — эзотерическая традиция в наиболее глубоком и высшем смысле, то есть изучение самой сути вещей... Теософия — орудие идеальное, огненное и страстное, способное привнести в западное сознание некое откровение. Считается, что теософия исходит от Братьев, или Учителей Милосердия и Мудрости."

Другую лекцию, под названием "Теософия, личный путь, планетарная возможность", Спэнглер прочитал в штаб-квартире Теософского общества в Америке (в Уитоне); в ней, среди прочего, он выделяет две проблемы, с которыми сталкиваются изучающие, имеющие склонность к метафизике.

Во-первых, это опасность перенасыщения псевдооккультной информацией. По словам Спэнглера, это неизбежно приводит к умственному несварению, к душевной смуте и ожиданию всё новых и новых "эзотерических наград". Этому способствует лавина оккультной литературы, заполонившей книжный рынок. Во-вторых, изучающий должен понимать, что все эти книги и их авторы говорят далеко не одно и то же, а потому и писания эти не могут всегда и во всём содержать только истину. Спэнглер объясняет:

"Человек, тесно примкнувший к эзотерическому движению, может уяснить это уже из самого факта существования целого ряда эзотерических традиций. Есть теософия, есть Школа арканов и сочинения Алисы Бейли, есть антропософия Рудольфа Штайнера, есть множество учений... которые диктуются или каким-то иным способом даются миру через разных людей. Есть вещи вроде тех, что происходят в Финдхорне. Ведётся работа по парапсихологии и биоэнергетике. Было бы замечательно, если бы все они говорили одно и то же, но это не так.

Нет ничего удивительного, если кто-то полагает, что внутренние пласты бытия по крайней мере не менее сложны, чем мир физический. Можно ведь исследовать жизнь на Земле таким образом, что кто-то отправится на юго-запад Америки, другой на средний Запад, кто-то в Африку или Азию. Полученные данные будут разными: Земля — очень жаркое место, и жизни здесь нет; Земля — не что иное, как огромный город... или Земля — лес, и всё живое на Земле имеет корни...

Как я понимаю, Теософское общество и теософия, в виде распознаваемой концепции, были созданы Учителями Мудрости сто лет назад в качестве инструмента... дающего нам возможность оперировать с более развитыми чувствами в более богатой вселенной, чтобы мы в ней не потерялись и находили основные узоры синтеза и простоты...

Если мы на миг задумаемся, кто такие Учителя Сострадания и Мудрости и что они собой представляют, мы лучше поймём это. Когда я что-то создаю, это становится расширением того, что я есмь... Теософское общество создавалось людьми, но вместе с тем оно было творением, расширением или проявлением того уровня или той области жизни... которая есть олицетворение или воплощение принципов синтеза и целостности...

Теософское движение воистину является прародителем всего движения "Новый век" и обладает огромным потенциалом для его дальнейшего развёртывания."

—————————

Финдхорн, общину Нового века, которую Спэнглер называет расширением Теософского движения, считают прообразом сотен небольших общин, возникших в последние десятилетия в Северной и Южной Америке, Европе и на Востоке. Автор настоящей книги летом 1978 года побывала в Финдхорне. Интересно, что основу религиозно-философского мировоззрения большинства членов этой общины составляет либо Школа арканов Алисы Бейли, либо антропософия Рудольфа Штайнера, либо теософия. Отметим, что и Штайнер и Бейли, прежде чем основать собственные организации, были связаны с Теософским движением. Алиса Бейли многие годы была активным членом одного из теософских обществ в Калифорнии, а Штайнер возглавлял Германское отделение Теософского общества с 1902 по 1913 год.

Алиса Бейли никогда не скрывала, что многим обязана Е. П. Б. и теософии, — в отличие от Рудольфа Штайнера. В автобиографии, написанной в 1923 году, за два года до смерти, Штайнер (как и его последователи с тех пор) настаивает, что и до, и во время работы в ТО, и потом он следовал только своему собственному учению и что теософия не оказала на него ни малейшего влияния.214 Однако даже симпатизирующий Штайнеру Колин Уилсон, которому Е. П. Б. представляется "смесью шарлатанства и литературного гения", признаёт, что "теософия явно оказала на [Штайнера] гораздо более сильное воздействие, чем сам он был склонен признавать".215

Голландский исследователь X. Спиренбург тщательно изучил все известные письма Штайнера и просмотрел все 350 томов его Собрания сочинений (такое количество томов объясняется тем, что сюда входят все редакции книг и статей Штайнера, а также прочитанные им лекции). Результаты этого исследования появились в виде ряда статей, написанных для Teosofica — журнала Голландского отделения ТО, а затем были переведены на английский и опубликованы в журнале "История теософии"216. Вот некоторые выдержки из лекций и писем Штайнера, сгруппированные нами по четырём темам.

1. Пророчество Нострадамуса. В лекции, состоявшейся 10 июля 1904 года, Штайнер говорил: "Нострадамус... написал ряд пророческих строф... Среди Центурий Нострадамуса есть и такая: "Когда 19-й век подойдёт к концу, один из Братьев Гермеса придёт из Азии, чтобы снова объединить человечество". — Теософское общество есть исполнение этого пророчества Нострадамуса".217 Сравним с предисловием Е.П.Б. к Разоблаченной Исиде, где она утверждает, что её труд есть "призыв к признанию герметической философии, некогда всеобщей Религии Мудрости — единственно возможного ключа к Абсолюту в науке и теологии".218

2. Тайная Доктрина. В письме к Марии фон Сивере от 20 августа 1902 года Штайнер пишет: "Тайную Доктрину получил, и она лежит на моём столе; она очень полезна для моих нынешних исследований, и я постоянно сверяюсь с ней".219

В письме от 24 декабря 1903 года к Гюнтеру Вагнеру он ссылается на Тайную Доктрину и цитирует Строфы Дзьян по поводу тех Семи Истин, что предназначены для нашей планетной цепи. Четыре уже сообщены, ибо человечество находится на своей четвёртой Ступени, или на четвёртом Круге. Штайнер комментирует: "Позвольте мне пока заметить, что теософия, то есть та часть теософии, которая включена в эзотерические разделы Тайной Доктрины, — состоит из фрагментов Пятой Истины".220

В 1909 году Штайнер говорит: "К примеру, Строфы Дзьян и письма Махатм поняты ещё далеко не полностью, и потому их надлежит усиленно изучать, поскольку они принадлежат к величайшей мудрости, явленной в ходе эволюции человечества".221

3. Учителя Мудрости и Сострадания. Штайнер пишет Анне Вагнер-Штайнер 2 января 1905 года: "Вы знаете, что за всем Теософским движением стоят существа, достигшие высокой ступени развития, которых мы называем "Учителями" или "Махатмами". Эти возвышенные существа уже преодолели путь, пройти который человечеству ещё предстоит. Они теперь действуют как великие "учителя мудрости и гармонии..." В настоящее время они работают в более высоких сферах, к коим остальное человечество приблизится в ходе грядущих периодов развития, так называемых "кругов". В физическом мире они работают через "вестников"..."222

Из письма к Марии фон Сиверс от 9 января 1905 года: "Дорогая моя, не будем терять мужества: до тех пор, пока мы в контакте с великой Ложей, никакое зло в действительности не может нас коснуться, что бы нам ни казалось. Лишь наше мужественное упорство гарантирует помощь возвышенных Учителей".223

4. Е. П. Блаватская. Из лекции Штайнера, прочитанной в Берлине 5 мая 1909 года: "Чтобы понять труд Е. П. Блаватской, человек должен быть способным судить, и к тому же, как бы странно это ни казалось, — даже гораздо лучше самой Е.П.Б.! Она понимала это, а посему говорила: "Эти вещи исходят не от меня; они от тех высоких индивидуумов, которые стоят за нашим Движением..." Допустим, что она говорила правду. Допустим, что такие великие Учителя мудрости и гармонии чувств действительно существуют и что именно они вдохновляли её. На основании такого допущения всё может быть объяснено, и притом без чудес. Ибо в таком случае великие, могущественные индивидуумы поддерживали Е. П. Б. и она была инструментом, посредством которого эти величественные тайны были явлены миру. В таком случае вопрос сводится к следующему: "Почему именно Блаватская?" Но всякий, кто говорит так, не знает времён. Если кто-то другой подходил бы в качестве проводника для слов Учителей мудрости и гармонии чувств, он был бы избран... Требовалась не эрудиция... Но требовалось именно благородство души и сердце, исполненное преданности, способное впитать то, что должно было быть привито человечеству. И всем этим она обладала!.. [Её работы] содержат материал, относящийся к наиболее впечатляющей мудрости, когда-либо предлагавшейся человечеству, материал, которого не отыскать даже у величайших учёных и который она не могла выдумать сама. Именно это миру предстоит с каждым днём осознавать всё глубже и глубже".224

—————————

Следующий отрывок взят из статьи Стефана Хоэллера — доктора философии, профессора кафедры сравнительного религиоведения Университета востоковедения в Лос-Анджелесе, специалиста по гностицизму и Юнгу. В основу статьи легла лекция, прочитанная им в штаб-квартире Теософского общества в Америке 8 мая 1991 года, в столетнюю годовщину ухода Е. П. Б.:

"Немногие чувствовали, знали, кто или что она была, и лишь очень немногие, если вообще хоть кто-нибудь, понимали её, но они шли к ней... Сотни, даже тысячи людей: поэты, художники, учёные, журналисты, священники, политики, государственные деятели и простой люд. Они пошли за ней, а после её смерти продолжили начатое ею. И при жизни, и после смерти влияние Блаватской было намного глубже, чем могли представить себе самые пламенные её почитатели... Что за женщина! Что за чудо, что за тайна... Она была сама собой, она была Е. П. Б. Она шла за своей звездой, жила, следуя своим взглядам, умерла во имя своей миссии. Аристократка царской России, она воссоединилась с аристократами духа. Она была бабушкой Нового мышления и прабабушкой "Нового века"... Её почитают индуисты и буддисты в Индии и на Цейлоне, потому что она вернула им самоуважение, пострадавшее от колониального высокомерия. Её не любили многие спиритуалисты за постоянные напоминания о том, что дух живёт в них самих и потому им незачем общаться с мнимыми духами умерших. Живи она в наши дни, современные медиумы и контактёры услышали бы в свой адрес её любимое насмешливое словечко "олухи".

... Многие её книги, в том числе Тайная Доктрина; Теософское движение, основанное при её участии ещё в 1875 году и действующее до настоящего времени; вдохновение, пробужденное ею в бесчисленных преданных сердцах и сильных умах, — всё это было, есть и пребудет, потому что она была тем, кем она была. Так кем же она была? Мы не знаем. Вероятно, никогда и не узнаем. Она остаётся благородной тайной.

Но зато мы знаем другое: тот, кто не умеет быть благодарным, недостоин благодати. Поэтому сегодня мы не можем не благодарить её за то, что она была тем, кем она была, и за всё, что она дала нам... Никто не покидал магический круг её общества, не изменившись. И даже сегодня она продолжает вдохновлять тех, кого привлек огонь, возжжённый некогда с её помощью. Мы должны благодарить её и сегодня, и до конца наших дней."225

Следующая глава предоставляет нам ещё одну возможность убедиться во вневременности её творений.


Ссылки на литературу 1 -- 258 -    Примечания


К началу
Следующая | Оглавление