Глава 10ПРЕДСМЕРТНОЕ СОСТОЯНИЕ И КОСМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕЖурнал "Лайф" в мартовском номере за 1992 год поместил статью Берлина Клинкенборга "На краю вечности" со следующим подзаголовком: "Изучение предсмертного состояния может приблизить нас к пониманию жизни". "На протяжении всей истории люди, приближавшиеся к границам царства смерти, возвращались с удивительно схожими видениями. Но только в 1975 году знание о том, что испытывают в предсмертном состоянии, стало достоянием масс, предметом научных исследований и публичных обсуждений. [В ноябре] того же года психиатр Реймонд Муди [опубликовал книгу] Жизнь после жизни. [Это было] первое коммерческое издание с рассказами людей, переживших предсмертное состояние. С тех пор продано семь миллионов экземпляров этой книги, и вокруг предсмертного состояния выросла целая индустрия. Вследствие того, что эта тема обсуждается всё более открыто, в Америке начинает меняться само отношение к смерти. Если прежде эта тема интересовала лишь отдельных исследователей, то сейчас ею занимаются профессионалы десятков областей: врачи, психологи, социологи, антропологи, биологи, философы, теологи, парапсихологи, медиумы, шаманы, йоги и ламы, и немалое число журналистов. Выходит специальный журнал (Journal of Near-Death Studies), создана Международная ассоциация по изучению предсмертного состояния — МАИПС (IANDS). В 1975 году д-ру Муди удалось по-настоящему опросить всего 50 человек, переживших предсмертное состояние, тогда как теперь, судя по опросам общественного мнения, в Америке таких людей насчитывается более восьми миллионов. На сегодняшний день записано, классифицировано и включено в статистические данные свыше тысячи подобных случаев." "Лайф" рассказывает о двух захватывающих воображение случаях:
Второй случай таков:
Среди современных исследований в этой области имеется работа, посвященная взглядам Е. П. Б. на это явление. Жан-Луи Сьемон, член МАИПС, профессор биофизики Национального сельскохозяйственного института в Париже, анализирует взгляды Е. П. Б. в статье "Схема девятнадцатого века для интерпретации предсмертного состояния: трансперсональная модель смерти в теософии г-жи Блаватской". "Что знала наука о предсмертном состоянии столетие назад?" — спрашивает Ж.-Д. Сьемон и отвечает: "Крайне мало — разве что рассказы тонувших (или переживших другие несчастные случаи), о чём г-жа Блаватская упоминает в своей первой книге, вышедшей в 1877 году". Было известно ещё, что панорамная картина жизни появляется при некоторых патологических состояниях (аура у эпилептиков).227
В "Ключе к теософии" Е. П. Б. пишет:
Это достаточно веское свидетельство того, что Е. П. Б. прекрасно разбиралась в деталях предсмертного состояния, которые стали широко известны только в двадцатом веке. Сьемон сопоставляет её утверждения с данными современных наблюдений. [Е. П. Б.:] "Он читает свою жизнь, оставаясь зрителем..." "Я наблюдал за происходящим как бы со стороны. У меня было такое ощущение, словно я был снаружи и смотрел внутрь, и мне казалось, что я — зритель на просмотре собственной жизни".231 "...Я видел, как вся моя прошлая жизнь проходит передо мной во многих образах, словно на сцене на некотором отдалении от меня".232 [Е. П. Б.:] "...Зрителем, взирающим на арену, которую покидает". "Я играл свою жизнь, словно я актёр на сцене, на которую я смотрел вниз с галёрки театра. Я словно раздвоился — одновременно герой и наблюдатель".223 [Е. П. Б.:] "Он видит и теперь понимает себя таким, какой он есть, не приукрашенный самообольщением или самообманом". "Было так, словно я видел что-то хорошее, что я совершил, и какие-то ошибки, которые я допустил; ты знаешь это, и стараешься понять их"234 "Некоторые видят в этом попытку существа света наставить человека".235 "Существо [света] может спрашивать что-то вроде... "Что ты сделал в своей жизни такого, что можешь показать мне?" В ответ ожидается... общий самоанализ, критический просмотр всей своей жизни".236 [Е. П. Б.:] "Однако мгновения этого достаточно, чтобы показать ему всю цепь причин, действовавших на протяжении его жизни". "Это было вроде: "Теперь понимаешь, откуда этот несчастный случай. Вот почему это случилось. Потому-то и потому-то... всё имело своё значение. Решительно всё"".237
При исследовании предсмертного состояния возникает вопрос о том, что есть это "существо света". В теософии оно известно как высшее Я человека. Е. П. Б. утверждает, что оно практически всеведуще. Сьемон замечает:
С этой теософской интерпретацией согласен Кеннет Ринг, профессор психологии университета Коннектикута, президент МАИПС. Вот что он говорит в книге "Жизнь на пороге смерти":
В "Голосе Безмолвия" есть такие строки:
Врачи говорят о двух видах смерти: клинической, когда исчезают все признаки жизнедеятельности, и необратимой биологической смерти, когда органы разрушены настолько, что уже не могут функционировать и возвращение к жизни невозможно. Оккультная точка зрения позволяет ввести другой критерий для определения смерти. В чём же он заключается? Е. П. Блаватская пишет в Разоблаченной Исиде, что "воскрешение, после того как душа и дух полностью отделились от тела и последняя электрическая нить порвана, невозможно".241 В "Тайной Доктрине" она замечает, что можно вернуть к жизни человека, чьё "астральное "жизненное тело" ещё не отделено безвозвратно от физического тела в результате разрыва магнетической или одической нити".242 Интересно отметить, что в Ветхом Завете говорится о том, что жизнь длится, "доколе не порвалась серебряная цепочка" (Ек. 12,6). Известны случаи, когда находившиеся подле умирающего утверждали, что своими глазами видели, как рвется или распадается серебряная магнетическая нить. В книге "Жизнь на пороге смерти" Кеннет Ринг приводит несколько подобных случаев, в том числе рассказ врача Р.Б.Хоута, описавшего смерть своей тёти. Он видел не только серебряную нить, но и то, что Блаватская называет разрывом "последней электрической нити". Вот его описание:
Если б люди знали, какое таинство свершается во время умирания человека, они бы совсем по-иному относились к смерти. Они поняли бы, что излишние проявления скорби могут мешать уходу их любимого друга или родственника. Торжественность и трансцендентальность смерти описаны в повести Айзека Зингера "Шоша". Один из героев вспоминает некогда пережитое им мистическое чувство "всеобщего единства": "Я слился с вечностью. Временами мне кажется, что это было состояние перехода от жизни к тому, что мы называем смертью. Так могут чувствовать себя люди либо в последний миг жизни, либо, возможно, сразу вслед за ним. Я говорю это потому, что у всех мёртвых, которых мне доводилось видеть в своей жизни, было одно и то же выражение лица: "Ага, так вот это что! Если бы я только знал! Какая жалость, что я не могу рассказать об этом другим"".244
Кеннет Ринг высказывает следующую интересную мысль: "По данным Джорджа Гэллапа, около восьми миллионов взрослых американцев пережили предсмертное состояние. Мы не можем с уверенностью сказать, сколько людей во всём мире обладают подобным опытом, но есть все основания полагать, что миллионы людей за пределами Соединённых Штатов также испытали предсмертное состояние. Во всяком случае, развитие техники реанимации и распространение её по всему земному шару позволяет предположить, что в скором времени ещё многие миллионы людей испытают то, о чём говорится в нашей книге. Но, разумеется, дело не в том, что миллионы людей испытают предсмертное состояние, а в том, как этот опыт изменит их. Мы уже детально рассмотрели, какой след оставляет предсмертное состояние в жизни и сознании людей и какие ценности начинают определять их поведение. Для того чтобы оценить планетарный эффект подобных перемен, представим, что эти же изменения происходят в жизни миллионов людей по всему миру, независимо от расы, религии, национальности или культуры.
С этой точки зрения мы можем наконец оценить подлинное значение
феномена предсмертного состояния. Что если люди, пережившие его, —
вместе с другими, испытавшими схожее пробуждение сознания, — вкупе
олицетворяют собой эволюционный скачок к более высокому уровню
сознания во имя человечества в целом? Что если предсмертное состояние
— это своего рода эволюционный механизм, позволяющий совершить скачок
на следующую ступень человеческого развития путём раскрытия духовного
потенциала, прежде бездействовавшего? Что если люди, пережившие
предсмертное состояние и вследствие этого обратившиеся к добру и
состраданию, являют собой прообраз нового и более продвинутого вида
рода человеческого?.. Быть может, уже не Homo sapiens, а то, что Джон
Уайт называл Homo noeticus*?"245
Говорится ли что-нибудь в Тайной Доктрине о новой человеческой расе? Вот отрывок из второго тома:
"... Оккультная философия учит, что и сейчас, прямо на наших глазах,
новая раса и расы делают первые шаги на пути к своему формированию,
что трансформация эта будет происходить в Америке и что она уже
незаметно для нас началась. Чистые англосаксы каких-нибудь триста лет
назад, американцы Соединённых Штатов стали теперь отдельной нацией
и, благодаря сильной примеси различных национальностей и смешанным
бракам, почти что расой sui generis*, не только ментально, но и
физически... Короче говоря, они представляют собой зародыши шестой
подрасы, и по прошествии нескольких сотен лет они, несомненно,
станут пионерами этой расы, которая должна прийти на смену нынешней
европейской, или пятой, подрасе, со всеми своими новыми особенностями.
После этого... их ожидает период перехода к седьмой подрасе; пока
наконец в результате катаклизмов — первая волна которых уничтожит
Европу, а ещё позднее и всю арийскую расу (затронув таким образом
и обе Америки), так же как и большинство земель, соприкасающихся с
[европейским] материком и островами, — на сцене нашего большого Круга
не появится шестая коренная раса. Когда это будет? Кто знает это,
кроме, быть может, великих Учителей Мудрости — а они хранят об этом
молчание, как снежные вершины, которые высятся над ними. Всё, что
мы знаем, так это что появится она тихо и незаметно, настолько тихо,
что на протяжении долгих тысячелетий её пионеры — особенные дети,
из которых будут вырастать особенные мужчины и женщины, — будут
рассматриваться как lusus naturae**, люди со странными физическими и
умственными отклонениями. Затем, когда их станет больше, — а с каждым
веком число их будет возрастать, — они в один прекрасный день осознают,
что их большинство. И тогда людей теперешнего типа станут рассматривать
как вырожденцев, пока они в свой черёд не вымрут в цивилизованных
странах, сохраняясь лишь в виде малых групп на островах — нынешних
горных вершинах, — где будут прозябать, вырождаться и наконец вымрут...
Этот процесс приготовления к шестой великой расе растянется на весь период существования шестой и седьмой подрас... Но последние остатки пятого материка исчезнут лишь спустя некоторое время после нарождения новой расы: когда другое и новое обиталище, шестой материк, появится над новыми водами на поверхности нашей планеты, чтобы принять нового пришельца... Однако пятая раса умрёт не сразу, но сохранится на время... Таким образом, человечеству Нового света... назначено кармой сеять семена грядущей великой расы, которая превзойдёт все расы, известные нам сегодня. Циклы материи сменятся циклами духовности и полного развития разума. По закону параллельного хода истории и рас, будущее человечество, в большинстве своём, будет состоять из блистательных Адептов."246 Ссылки на литературу 1 -- 258 - Примечания |