Глава 12

Камалока

Давайте выясним с позиции общей эволюции всего существующего, что происходит с человеком немедленно после смерти его тела и как раз перед тем, как он рождается очередной раз. Сразу возникают вопросы: существуют ли рай и ад и что это такое? Это состояние или место? Существует ли в космосе такое местоположение, где мы можем их обнаружить, куда мы могли бы придти или откуда выйти? Мы должны вернуться к рассмотренному нами четвертому принципу конституции человека, называемому на языке Санскрит кама, или по-английски – страсти и желания. Зная, что было сказано об этом принципе, а также положение теософского учения об астральном теле и астральном свете, будет легче понять, что говорит учение о двух состояниях, ante (до) и post mortem (посмертный). В соответствии с хронологическим порядком, после освобождения от тела, сначала мы попадаем в камалоку – или на план желания, после чего высшие принципы, истинное Эго, впадает в состояние дэвакхана. После рассмотрения происходящего в камалоке, нам будет легче изучать вопрос о дэвакхане.

После того, как тело стало бездыханным, и мы говорим, что человек умер, на самом деле, это только начало смерти, которая продолжается на других планах. Когда остов человека становится холодным и глаза его закрыты, все силы тела и разума устремляются через мозг сериями картин только что закончившейся жизни, которые неизгладимо запечалились истинным Эго в самых мелких деталях и мимолетных впечатлениях. Хотя каждый штрих позволяет врачу установить смерть и человек уже мертв с любой точки зрения, однако именно в этот момент истинное Эго занимается мозгом, и до тех пор, пока его работа там не будет завершена, человек окончательно не уходит из жизни. Когда эта важная работа закончена, астральное тело отделилось от физического, и жизненная энергия удалилась, оставшиеся пять принципов попадают на план камалока.

В связи со смертью происходит естественное разделение человека на три части:

Первая - видимое тело со всеми его элементами оставлено для дальнейшего разрушения на земле, где все то, что было соединено в свое время, распадется и попадет в различные миры природы.

Вторая - камарупа, состоящая из астрального тела и страстей/желаний, сейчас же начинает распадаться на части на астральном плане.

Третья - истинный человек - верхняя триада Атма-Будхи-Манас, бессмертная, но попавшая вне условий Земли, не имея тела, начинает свое существование в дэвакхане, где действует исключительно как разум, облаченный в очень прозрачное одеяние, которое он сбросит, когда придет время возвращения на землю.

Камалока – место желаний – это астральный мир, пронизывающий и окружающий землю, который находится на земле, в земле и простирается на определенном расстоянии от земли. Но законы, которым подчиняется камалока, другие, чем те, что действуют на земле, а сущности, обитающие там, не испытывают, как мы, влияния пространства и времени. Это метафизическое состояние, соответствующее астральному плану. Он называется планом желаний, потому что согласуется с четвертым принципом конституции человека, и управляющей силой его является лишенное связи и оторванное от интеллекта желание. Эта астральная сфера является посредником между жизнью на земле и небесной жизнью. Нет сомнения, что отсюда произошла христианская теория чистилища, согласно которой душа получает наказания за совершенное зло, и, согласно которой, от наказаний можно избавиться путем молитвы и других церемоний или пожертвований. Основанием для этого религиозного предрассудка служит то, что душа может быть удержана в камалоке огромной силой неудовлетворенного желания и не может освободиться от астрального и камического своего одеяния, пока это желание не будет удовлетворено кем-то на земле или собственными усилиями души. Но если человек чист и у него высокие стремления, распределение принципов по планам вскоре завершается, что позволяет высшей триаде последовать в дэвакхан. Астральная сфера состоит из астральной материи, которая по природе своей близка к материи земли, обладает демоническими свойствами, и действующие в ней силы не управляются душой и сознанием. Это яма для отходов огромной жизненной печи, которую природа создала для выброса тех элементов, которым нет места в дэвакхане. Многообразие отходов приводит к тому, что астральный мир подразделяется на множество разных подпланов, о каждом из которых было известно древним. Санскритское слово локас служит для обозначения этих подпланов, или - в метафизическом смысле - мест. Человеческая жизнь очень многообразна, если рассматривать ее характер и потенции, и потому, после смерти тела, каждому обеспечено свое специфическое место в камалоке. В жизни различия между людьми усредняются, некоторые различия не могут проявиться из-за подобия тел и наследственности. Но в камалоке отсутствие тела полностью освобождает все скрытые страсти/ желания и потому здесь намного большее разнообразие метафизических форм, чем на плане жизни. Такое многообразие вытекает не только из необходимости обеспечить все природные разновидности и отличия, которые являются естественным результатом мыслей живущих, но также и того, как люди умирают и каковы последние мысли умирающих на земле. Об этом должно быть сказано отдельно. Рассмотрение особенностей всех этих форм не входит в задачу этой книги, поскольку нужны тома, что бы описать их и только немногие смогут их понять.

Имея дело с планом камалока, мы не может не обратиться к четвертому принципу конституции человека, страсти / желания, и не рассмотреть конфликт между идеей древних и современными идеями и взглядами на этот предмет. В основном предполагается, что желания и страсти имеют тенденцию передаваться индивидууму по наследству и представление о них у обычного ученика нереально и смутно. Но согласно теософии они не только не наследуются человеком, но вообще не имеют отношения к телу, как таковому. Человек живет в мире страстей/ желаний и этот принцип неотделим от астрального и истинного человека, будучи, можно сказать, рассеян во всем его существе. Очень важные вопросы возникают, однако, в связи с тем, что после смерти страсти/ желания соединяются с астральным телом и формируют сущность, со своим собственным сроком “жизни”, но без души. В течение жизни страсти /желания направляются разумом и душой, поэтому, пока мы живем, мы ответственны за них и их воздействия. Но и после ухода из этой жизни мы все еще ответственны за них, хотя они продолжают существовать какое то время и оказывать свое воздействие в другом виде, в качестве ранее описанной нами некой сущности, которая действует без нашего прямого руководства и влияния. Вышесказанное явно дает представление о продолжающейся ответственности души за страсти/ желания, которые хорошо известны в восточной философии как часть скандх, из которых состоит человек. Тело - это одна группа скандх, астральный человек – другая, принцип кама - еще одна группа и много других, относящихся к другим частям конституции человека. Кама - одни из самых активных и очень важных скандх, потому что они контролируют возрождение и определяют особенности и обстоятельства каждого нового рождения. Они создаются изо дня в день в соответствии с законом, согласно которому каждая мысль немедленно присоединяет к себе одного из элементалов, становясь при этом сущностью. Длительность ее существования зависит от силы мысли в момент, когда та покидает мозг и все эти сущности неотделимо связаны с тем, кто дал им жизнь. Все что мы можем сделать - это иметь мысли высшего качества, другого пути по улучшению скандх нет. Упомянутый выше закон распространяется даже на Адептов высшего ранга, но последние обитают в космосе, создавая сущности, которые обладают способностями совершать только добро.

Итак, масса желаний и мыслей существует в камалоке до тех пор, пока не закончится процесс их дезинтеграции. После окончания процесса дезинтеграции остается только сущность скандх, неразрывно соединенных с индивидуумом, которому они принадлежат и который ответственен за их эволюцию. Сделать с ними что – либо еще возможно не более чем разрушить вселенную. Они остаются в таком состоянии до выхода истинного я из дэвакхана, после чего, в соответствии с законом магнитного притяжения, они немедленно привлекаются к нему и оно использует их, как зародыши или основу для группы скандх, предназначенных для новой жизни. Таким образом, камалока отличается от материального плана существованием там не контролируемых и не управляемых масс страстей/ желаний. И в тоже время жизнь на земле - это тоже камалока, поскольку она управляется тоже принципом кама. Она останется такой до того далекого времени в процессе эволюции, когда в расах людей разовьются пятый и шестой принципы, что позволит изгнать каму в ее сферу и освободить жизнь на земле от ее влияния.

Астральное тело в камалоке это просто оболочка, лишенная души и разума, не имеющая сознания и не способная к действию, если не будет оживлена внешними силами. У нее есть нечто подобное животному или автоматическому сознанию, которое полностью ассоциируется с только что закончившейся жизнью человека. В одной из предыдущих глав мы рассматривали принцип, устанавливающий, что каждый атом, из которых человек состоит, имеет свою собственную память, продолжительность которой пропорциональна силе оставленного впечатления. У человека очень материального, грубого или эгоистичного, эта сила действует дольше, чем в любом другом случае. Следовательно, в таком случае автоматическое сознание будет более ясным и будет сбивать с толку того, кто, не зная, занимается некромантией. Чисто астральная часть оболочки содержит и хранит информацию обо всем, что когда - либо происходило в жизни человека, потому что одним из свойств астральной субстанции является способность абсорбировать все сцены и картины, сохранять впечатления всех мыслей и выдавать их рефлекторно, когда создаются подходящие условия. Если бы такая астральная оболочка, которую каждый человек сбрасывает после смерти, не была лишена всех высших направляющих принципов, она представляла бы собой опасность для всех и во всех случаях, за исключением одного, который следует упомянуть. Но поскольку это не так, то оболочка безвольно колышется и плывет с места на место, ведомая только тем, что привлекает ее в астральном и магнитном полях.

Истинный человек, называемый некоторыми духом, может общаться с нами сразу же после смерти в течение очень коротких мгновений. После этого душа не имеет с землей ничего общего до следующего воплощения. Оболочки, которые я описал, - это то, что способно и действительно влияет из сферы камалока на высокочувствительных людей и медиумов. Поскольку оболочки бездушны и бессознательны, их ни в каком смысле нельзя принимать за духи умерших. Они представляют собой снятую истинным я одежду, животно-земную часть нашей конституции, сброшенную Эго на пути в дэвакхан. Состоящая из астральной субстанции, имеющая земную природу и подверженная страстям / желаниям, оболочка всегда рассматривалась древними как дьявол – наш личный дьявол. Определенно было бы странным, если бы эта оболочка, столь долгое время используемая человеком земли, как его движущая сила, не сохранила бы автоматическую память и сознание. Мы видим обезглавленное тело лягушки или петуха, какое-то время двигающегося и действующего, как кажется, осознанно. Почему же невозможно ментальное управление движениями намного более деликатной и тонкой, астральной формы?

В сфере камалока, так же как и в других частях глобуса и солнечной системы, существуют элементалы или духи стихий. Им нет числа и разновидность их бесконечна, поскольку они, в каком-то смысле, нервы природы. У каждого вида элементалов есть своя работа, подобно тому, как ее выполняет каждый элемент природы и каждая сущность. И, как огонь горит, и вода течет вниз, а не вверх, согласно управляющим ими законам природы, также и элементалы действуют согласно законам. Но, будучи более тонкой природы, чем грубо материальные огонь и вода, они, похоже, управляются разумом. Некоторые из них специально назначены для операций разума и действий астральных органов, соединенных или не соединенных с физическим телом. Во время формирования медиумом канала связи, привлекая также другие координации природных сил, эти элементалы создают имитацию общения с оболочкой умершего человека. При этом им помогает нервный флюид самого медиума и других, находящихся вблизи людей. После этого оболочка “оживает” для искусственной жизни. Астральное тело передает свои образы разуму медиума, и старые страсти разгораются.

Таким путем медиум получает различные сообщения и донесения, но ни одно из них не исходит от духа. Ошибочно принимаемые за работу духа, эти сообщения странны и обличают невежество их создателей, живых людей. Это может быть также просто подборка из астрального света образов и картин прошлого. В определенных случаях замечается, что вся работа совершается намеренно злой разумной силой, объектом которой являются все без исключения медиумы. Это объясняет, почему столь многие из них, по их собственному признанию, стали жертвой дьявола.

Далее следует приблизительная классификация оболочек, которые посещают медиумов:

  1. Недавно умершие, чье место захоронения расположено недалеко от места сеанса. Оболочки этого класса достаточно последовательны в отношении жизни и мыслей их прежних владельцев. Добрый человек, чьи духовные интересы значительно превышают материальные, оставляет оболочку, которая быстро распадается. Оболочка грубого, жестокого, эгоистичного, очень материального человека будет тяжелой, плотной и ей обеспечено долгое существование в астральном мире. Между этими двумя случаями расположены все остальные.

  2. Оболочки тех, кто умерли далеко от того места, где оперирует медиум. Более долгое время, прошедшее со дня смерти, позволяет таким оболочкам удалиться от их физических тел, которые разложились гораздо больше, чем в первом случае. В связи с этим и на астральном плане степень их дезинтеграции гораздо выше. Эти оболочки – смутные, тенеподобные, слабо ментальные, на психическую стимуляцию реагируют в течение короткого времени, и их захватывает с собой любое магнитное течение. Они возбуждаются на недолгое время астральным потоком медиума и тех людей на сеансе, кто имел отношение к умершему.

  3. Чистые тени, которые трудно даже заметить. Английским языком их описать невозможно, но их присутствие в этой сфере не вызывает сомнения. Можно сказать, что они представляют собой просто форму или отпечаток оставленный на астральной субстанции “живыми” оболочками, которые давно распались. Они настолько нереальны, что любой может их специфицировать. Медиумы и участники сеансов своими мыслями, желаниями и надеждами увеличивают, приукрашивают их и дают им воображаемую жизнь, подобно тому, как это происходит с неясными фотографиями.

  4. Определенным образом мыслящие сущности, человеческие души, лишенные связи с духом, находящиеся на пути к наиболее ужасному из всех состояний – авичи, где личность окончательно уничтожается. Они известны как черные маги. Центрируя свое сознание в принципе кама, сохранив интеллект, но, отделив себя от духа, они, единственные из всех, кого мы знаем, осуждены на вечное наказание. Пока живы, они используют человеческое тело. Своего ужасного состояния они достигают постоянным свершением зла для удовлетворения своих личных интересов. Сейчас на земле живут некоторые из тех, кто обречен иметь оболочки, подобные только что описанным. Они отличаются от обычных оболочек тем, что сосредотачивают в каме все свои способности, избавившись от малейшей искры доброй мысли или стремления и достигнув полного мастерства в астральной сфере. Я отнес их к оболочкам, поскольку они сознательно обрекают себя на дезинтеграцию, в то время как другие достигают того же состояния механически. Они могут быть в астральной сфере многие века, удовлетворяя свои вожделения через любого чувствительного человека, который привлечет их внимание и плохими мыслями откроет к себе доступ. Оболочки этого типа руководят всеми сеансами, принимая имена людей занимавших высокое положение и ведя сеанс таким образом, чтобы держать под контролем и одурманивать медиума. Таким путем они обеспечиваются средством связи, удобным для их собственных злых намерений. Используя оболочки самоубийц, негодяев, людей умерших от рук закона, а также пьяниц и обжор, черные маги, живущие в астральном мире, подчиняют себе физический мир медиумов и обладают способностью вторгнуться в сферу влияния любого из них. Дверь, однажды открытая одному из них, открыта всем остальным. Этот класс оболочек потерял свой высший Манас в борьбе не только в посмертном состоянии, но еще при жизни низшая часть его, которой следовало возвыситься до богоподобного совершенства, была оторвана от своего высшего я. И теперь низший Манас дает этой сущности интеллект, лишенный духа, но наделенный способностью страдать, когда придет его последний день.

Самоубийцы и те, кто внезапно погиб от несчастного случая или был убит (в соответствии с законом или противозаконно), остаются на плане камалока до тех пор, пока не приходит естественный конец их внезапно прерванной жизни. Их нельзя считать мертвыми, подобно всем, чья жизнь окончилась нормальным образом. Необходимо объяснить этот фактор, который не признает медицинская наука. Как сказано в других главах, все принципы конституции человека обладают собственной длительностью существования, и, когда жизнь заканчивается нормальным образом, они отделяются друг от друга согласно общему для всех закону. Объяснение сложного вопроса сил, интегрирующих принципы, само по себе, требует отдельной книги. Таким образом, надо удовлетвориться тем, что такой закон существует. До того момента, когда наступает биологическая смерть, принципы человека не могут разъединиться. Очевидно, что нормальное разъединение не может произойти в результате механического акта, которому подчиняется только физическое тело. Следовательно, для самоубийцы, погибшего от несчастного случая или от руки закона, не наступил момент, когда сила, объединяющая его принципы, перестает действовать. Таким образом, он и ему подобные попадают в состояние камалоки частично умершими. Независимо от того, сколько еще должна длится жизнь – один месяц или шестьдесят лет, все оставшиеся принципы не могут рассоединиться, пока природный срок жизни не закончится.

Камалока обеспечивает подходящие условия для множества типов только что упомянутых оболочек. Некоторые из них проходят период тяжелых страданий, другие находятся в состоянии подобном сну, каждая в соответствии со своей моральной ответственностью. Но казненные преступники, выброшенные из жизни, полные ненависти и желания отомстить, испытывают жгучую боль из-за наказания, которое они не признают справедливым. Они снова и снова повторяют в камалоке свое преступление, суд, исполнение приговора и свою месть. И если им удается войти в контакт с восприимчивым человеком, медиум он или нет, они пытаются внушить этому несчастному свои мысли об убийстве или другом преступлении. А то, что они преуспевают в этом намерении, ученики теософии хорошо знают.

Сейчас мы приблизились к рассмотрению вопроса о дэвакхане. После пребывания в камалоке определенного времени, сущность попадает в бессознательное состояние, которое предшествует переходу в следующую стадию. Это похоже на рождение, которое предваряется периодом темноты и тяжелого сна. После этого она пробуждается к радостям дэвакхана.


English - текст Глава 12.

Глава 13.

Содержание