Глава 7

Разум

До сих пор, исследуя природу человека, мы рассматривали ее низшие принципы, которые подвергаются распаду. Мы добрались до четвертого принципа или плана - страсти и желания и не касались еще вопроса Манаса - разума. Но даже то, о чем уже шла речь ранее свидетельствует, что между обычными идеями относительно разума и теософским взглядом на этот вопрос существует огромная разница. Обычно разум представляется как нечто нематериальное, просто название для операций, производимых мозгом в совершенно не познанном нами процессе мышления. Единственное заключение, которое можно допустить, исходя из вышесказанного, что если нет мозга, значит, не может быть и разума. Много внимания было уделено описанию некоторых функций и свойств ума. При этом определения для описания истинно метафизической и духовной природы человека отсутствовали совершенно. Непонимание и бедность языка в этом вопросе связаны: первое, с догматической религией, много веков утверждавшей и навязывавшей догмы и доктрины, которые невозможно было объяснить; второе, с естественной войной между наукой и религией, которая разгоралась все больше по мере того, как кандалы, одетые религией на науку, снимались и последней разрешалось оперировать фактами природы. Естественно, что наука противопоставила религии материалистический взгляд на человека и природу. Таким образом, ни та, ни другая до сих пор не обзавелись нужными словами для описания пятого, шестого и седьмого принципов конституции человека, называемых высшей триадой, истинным я, вечным странником.

Пятый принцип, истинное я - это Манас, слово, употребляемое мистером Синнеттом и обычно называемое разумом. Ему давались и другие названия, но истинный смысл этого слова – тот, кто знает, понимает, мыслит. Шестой принцип это Буддхи, или духовное видение, седьмой – Атма или дух, луч, исходящий из Абсолюта. Английским языком можно лишь частично охарактеризовать Манас, оставив неописанными многие его свойства, что касается Буддхи - это вообще невозможно.

В процессе эволюции были развиты четыре низших принципа конституции человека, создана его материальная форма, наделенная мозгом более развитым и глубоким чем у любого другого животного. И, тем не менее, это был человек только по форме, но не по уму. Чтобы отличаться от других животных, для мышления, понимания и осознания самого себя человек нуждался в пятом принципе. Состоящая из Атмы и Буддхи монада, без которой эволюция была бы невозможна, была закована в эту материальную форму. Вернемся на момент в то время, когда у человеческой расы отсутствовал разум. Возникает вопрос: “кто дал расе разум, откуда он появился и что это такое?”. Разум - это звено, соединяющее дух Божественный и дух индивидуальный. Он был получен неразумными монадами от тех, кто прошел этот же процесс эволюции намного, много раньше, в других мирах и системах миров. Он пришел из других эволюционных периодов, которые проходили и завершались задолго до того, когда солнечная система начала существовать. Как ни странно и неприемлемо доктрина о разуме звучит в наше время, но если мы хотим правдиво рассказать о Теософии, мы должны познакомить с этой теорией наших современников. При этом мы лишь передаем то, что было давным-давно сказано другими.

Как неразумный человек стал самоосознающим, может помочь понять метафора о зажигании многих свечей от одной. Мы знаем, что от одной горящей свечи можно зажечь бесчисленное множество других. То же самое и в случае с разумом. Он и есть горящая свеча. Неразумные люди, имеющие только четыре низших принципа - подобны не зажженным свечам, которые не могут самовозгореться. Сыны мудрости, старшие Братья каждой человеческой расы на любой планете, обладают светом разума, полученном ими от других в далеком прошлом, который те, в свою очередь, получили от других в еще более отдаленном прошлом; и этот процесс нескончаем. Таким образом, осветив разумом четверку низших принципов человека и его монаду, они подготовили еще одну великую расу людей к окончательному посвящению. Символически этот процесс зажигания огня разума отражен во всех религиях и в Масонстве. На Востоке, например, один священник появляется со свечей, зажженной у алтаря, и тысячи других людей зажигают от нее свои свечи. У парсов тоже есть священный огонь, зажженный от другого священного огня.

Именно Манас, мыслитель, возрождается к следующей, новой жизни, и несет в себе результаты и ценности всех прежних жизней, прожитых на этой земле или где-нибудь еще. С момента присоединения к телу Манас становится двойственным по своей природе. Благодаря особым качествам человеческого мозга, Манас использует его для установления связи “причина - следствие”. Это свойство также является отличительной чертой человека от животного, потому что животное действует автоматически, следуя так называемому инстинкту, а человек побуждается к действию причиной. Эта способность есть низший аспект Манаса, а не, как некоторые предполагают, высшее и лучшее свойство, дарованное человеку. С теософской точки зрения другой высший аспект Манаса – это интуиция, благодаря которой мы “знаем” независимо от логических умозаключений. Низший аспект Манаса, находящийся в соседстве с более низким принципом желания, носит чисто интеллектуальный характер и резко отличается от другого, высшего аспекта, который близко контактирует с духовными принципами, расположенными выше его. Если мышление становится исключительно интеллектуальным, вся наша природа имеет тенденцию к духовному упадку, потому что чистый интеллект, лишенный света Буддхи и Атмы, холоден, бездушен и эгоистичен.

Мысли всех прожитых жизней сохраняются в Манасе. Можно сказать, что мысли, являющиеся основанием поступков в какой-нибудь одной жизни, носят специфический характер, и могут быть отнесены к одному или двум классам. Скажем современный бизнесмен - один тип, вся его жизнь строится на специфическом характере мыслей или мысленном потоке. У артиста поток мыслей носит другой характер. У делового человека с высокими амбициями, мысленный поток отличается от всех перечисленных ранее. У огромной массы жертвующих собой, храбрых и сильных, но бедных людей, имеющих мало времени для размышлений, поток мыслей относится к еще одному, определенному классу. Для каждого из этих классов общий поток мыслей в течение какой-то одной жизни можно назвать жизненной медитацией – сердечной склонностью, которая сохраняется в Манасе. В любой жизни, в которой мозг и тело идентичны тем, которые были использованы ранее для создания этого класса мыслей, этим опытом можно пользоваться. Манас “видит” объекты, представляемые ему органами тела и чувств. Когда сетчатка открытого глаза получает картинку извне, оптические нервы переводят ее на язык вибраций и в таком виде она попадает в мозг, где Манас может трансформировать ее в идею. То же самое происходит с каждым органом или чувством. Если контакт между Манасом и мозгом нарушен, информация не может быть выявлена, исключая случай, когда специально тренированный Манас, знает, как воспользоваться отделенным от физического астральным телом, которое и осуществляет необходимый контакт. Гипноз, месмеризм, спиритуализм доказали, что органы и чувства сами по себе не осознают объекты. Так, находясь под месмерическим воздействием или гипнозом, можно видеть и чувствовать объект как твердое тело, хотя, часто, он – лишь идея в мозге гипнотизера. Таким же образом, используя астральное тело, Манас, внушает свою идею другому человеку, для того, чтобы тот распознал идею и сделал ее видимым телом, с кажущимися обычными для него эффектами плотности и веса. Многие эксперименты гипноза позволяют показать, что так называемая материя не имеет твердости или плотности, что видение не всегда зависит от глаза и света, в котором мы видим объект, что-то, что не ощутимо одним нормальным мозгом и органами, может быть вполне ощутимо другими, что физические ощущения в теле могут быть полностью основаны на чистой идее.

Хорошо известны опыты с водянкой. В зависимости от идеи, существующей у гипнотизера, водянка может возникнуть при простом касании тела гипнотизируемого куском бумаги. Совершенно так же гипнотизер может защитить объект гипноза от появления реальной водянки накладыванием на соответствующее место воображаемого пластыря. Все эти опыты позволяют твердо доказать, что низший Манас воздействует на физическое тело через посредство астрального тела и четвертого принципа.

Низший Манас, хозяин всех впечатлений текущей жизни, которые он иногда показывает в странных экстазах и снах, в состоянии бреда, под сильным посторонним влиянием, иногда даже в нормальных условиях и, очень часто, при наступлении физической смерти. Но постоянная работа мозга, память и чувства настолько занимают Манас, что он, обычно, выдает лишь несколько воспоминаний из всей массы событий, прошедших перед ним за все годы жизни. Поскольку в настоящий момент нашей эволюции желание и все, связанные с ним способности, свойства и органы чувств, развиты в совершенстве, подверженный их влиянию, низший Манас блокирует влияние высшего Манаса, заслоняя ясный свет, исходящий из него. Каждый предмет, каждая мысль, представленные низшему Манасу, соответственно “окрашивают” его. Можно сказать, что низший Манас, оперирующий посредством мозга, сразу же изменяет свою форму и другие характеристики в соответствии с любым представленным ему объектом. Следующие четыре особенности Манаса объясняют, почему это происходит: первая, естественная способность Манаса покидать любую точку, объект или субъект; вторая - переключаться на приятные идеи; третья - переключаться на неприятные идеи; четвертая, способность оставаться пассивным, не делая никаких заключений. Воспоминания и естественная подвижность Манаса являются причиной первой его особенности. Для второй и третьей есть только одно объяснение – память. Четвертая способность нормального Манаса означает сон, но в анормальном состоянии его пассивность ведет к сумасшествию. Все выше перечисленные ментальные характеристики относятся к низшему Манасу, задачей же высшего Манаса является: бороться с этими свойствами, и, используя помощь Атмы и Буддхи, избавиться от них. Способный к активному воздействию высший Манас делает человека гением, а когда высший Манас достигнет совершенного мастерства, человек становится “богом”. Чаще всего память постоянно показывает низшему Манасу картины прошлого, и, в результате, заслоняет его от влияния высшего Манаса. Однако иногда, в течение жизни, мы встречаем гениев, провидцев и пророков, в которых высший Манас очень активен. Этих людей называют озаренными. Такими были мудрецы прошлого: Будда, Иисус, Конфуций, Зороастр и др. Поэты Теннисон, Лонгфелло и другие - пример тех, высший Манас которых, время от времени, освещал людей своими яркими лучами. К сожалению, эти лучи гасли под воздействием догматически - религиозного образования, которое наполняет нашу память определенными картинами и, таким образом, не позволяет Манасу достичь своей полной потенции.

В верхней триаде человеческой конституции выше всех стоит Бог, Атма, или наше Высшее Я.

За ним следует духовная часть души, называемая Буддхи. В неразрывном соединении с Манасом это и есть Божественное Эго. Отдельный от Буддхи пятый принцип, Манас, является нашим внутренним Эго, которое возрождается в новом теле и собирает опыт каждой следующей жизни. Высоко духовный опыт страданий и радостей каждой жизни, если таковой был получен, добавляется к опыту Божественного Эго в течение бесконечного периода времени. Внутреннее Эго и есть наша индивидуальность, которая дает каждому человеку ощущение, что он - это он и никто другой проходит сквозь все изменения дня и ночи с молодости и до конца жизни. Индивидуальность соединяет все промежутки - и те, что образованы снами в течение человеческой жизни, и другие, которые образуются снами смерти. Это Манас, а не мозг, возвышает нас над животными. Манас влияет на глубину и разнообразие мозговых извилин человека. Только тогда мы можем созерцать истинного Бога, если усилием воли, полностью или хотя бы иногда, сознательно соединяемся с Буддхи, духовной душой. Именно это всегда и было целью древних, и именно в это не верят наши современники, которые предпочитают отказаться от своего естественного права быть совершенными и поклоняются воображаемому богу, состряпанному из их собственных фантазий и похожему на них своими слабостями.

По утверждению Теософии к настоящему моменту эволюции наша неизменная индивидуальность уже получила опыт множества жизней и продолжает участвовать в этом бесконечном процессе. В ее обязанность входит развитие и постоянный подъем на более высокий уровень всех аспектов каждого глобуса цепи, к которой принадлежит Земля. Мы все живем и принимаем участие в сменяющих одна другую цивилизациях и расах Земли, и таким же образом будем продолжать наше движение по пути эволюции через все круги и расы, пока не завершится седьмой круг. В тоже время нужно помнить, что вся материя этого глобуса и все, что соприкасается с ним, лишь за исключением самого нижнего уровня минеральных формаций, тоже прошло опыт пребывания в каждой форме. В основном, вся видимая и невидимая материя уже принимала когда-то каждую форму. Огромное разнообразие форм не поддается исчислению и о многих из тех, которые когда-то существовали, у нас нет даже представления. Благодаря тому, что оба - Манас и материя обрели более быстрые способности к действию, процесс эволюции, особенно в некоторых областях, идет вперед с гораздо большей скоростью, чем раньше. По большей части это относится к человеку, опередившему все остальные миры природы. Сейчас он перевоплощается гораздо быстрее, чем в более ранние периоды, когда процесс получения “одежды из кожи” потребовал огромного периода времени. Обычный человек не может избежать повторных рождений, потому что низший Манас все еще связан с желанием, наиболее “влиятельным” принципом настоящего периода эволюции. Постоянно обманываемый телом, в которое он заключен, подверженный сильному влиянию желания Манас не может справиться с теми силами, которые ему противостоят, и теми, которые он сам порождает мыслительным процессом в течение жизни. Каждая мысль коренится в желании, с которым она соединена, и это мешает человеку понять истинную природу вещей. Вся наша жизнь полна таких мыслей, и, когда период отдыха после смерти заканчивается, Манас тянется к земле бесконечным множеством электромагнитных нитей, образованных мыслями, а стало быть, желаниями последней жизни. Понимание аспекта настоящего учения, что человек - это поистине мыслитель и создан мыслью, делает понятным и все остальное, что касается воплощения и перевоплощения. Тело истинного человека создано мыслью, и, если мысли тесно привязаны к земной жизни, то возвращение на землю неизбежно.

В настоящее время Манас активен в человеке только частично, и желание, по-прежнему, остается наиболее влиятельной силой. В следующем цикле Манас реализует свою полную потенцию и достигнет совершенства во всей человеческой расе. Следовательно, люди земли еще не достигли момента, когда они станут перед сознательным выбором своего пути. Но когда придет соответствующий момент цикла и Манас будет полностью развит, будет необходимо сделать выбор - куда идти - налево или направо. Первый приведет к полному и сознательному слиянию с Атмой. Тех, кто выберет второй путь, он приведет к прекращению существования.


English - текст Глава 7.

Глава 8

Содержание